Рус Бел Eng De Cn Es Ar
Профилактика наркотической зависимости

Профилактика наркотической зависимости

В данной вкладке речь пойдет об одной из болезней современного общества – наркомании. Ниже представлены основные сведения по теме. За дополнительной информацией необходимо обратиться к специалистам – врачам-наркологам, психотерапевтам и психологам. Помните, что в вопросе наркомании и зависимого поведения лучше проявить излишнее бдение, чем недосмотреть!

Наркомания (от греч. нарке — оцепенение, сон, и мания — безумие, страсть, влечение.) — хроническое заболевание, вызванное употреблением веществ-наркотиков: препаратов конопли (гашиш, марихуана), алкалоидов мака (опий, морфин, героин), коки (кокаин) и многих других, включая современные синтезированные наркотики, например ЛСД, амфетамины и экстази. Список веществ, способных вызвать наркоманию, очень велик и расширяется по мере синтеза новых средств.
Наркотики вызывают как физическую, так и психологическую зависимость. Для зависимости характерно, что употребление наркотика начинает занимать первое место в системе ценностей индивидуума.
На начальном этапе развития зависимости наркотик может приниматься для достижения приятного эффекта (эйфория, чувство бодрости, повышенное настроение). Впоследствии данный эффект исчезает, наркотик начинает приниматься только для того, чтобы «почувствовать себя не так плохо», чтобы избавиться от психического или физического напряжения.
Среди причин возникновения и развития наркомании чаще всего называют особенности характера, психические и физические расстройства, влияние различных социальных факторов. Описаны также случаи возникновения наркомании среди больных, вынужденных длительное время принимать наркотические вещества в медицинских целях.

Основные психологические основания влечения к наркотикам (ради чего наркотик может начать применяться):
- Снятие напряжения;
- Изменение эмоционального состояния;
- Стимулирование особых сильных переживаний (экстаз);
- Получение удовольствия и наслаждения;
- Повышение самооценки и самоуважения;
- Компенсация, коррекция дисгармоничного характера;
- Общение, ритуал, игра;
- Привлечение внимания к себе как к нуждающемуся в помощи;
- Аутоидентификация и интеграция в группу.

Применяемые в специализированных клиниках методики лечения действенны лишь в случае активной позиции самого больного. Но и в таких случаях после выздоровления нередки рецидивы. Только объединение усилий психологии, педагогики, медицины, социологии дают хорошие результаты в лечении наркомании.

Целью пропаганды здорового образа жизни является создание в молодежной среде ситуации, препятствующей злоупотреблению наркотиками и снижающей вред от их употребления.
Любая профилактическая программа строится по направлениям:
Распространение информации о причинах, формах и последствиях злоупотребления наркотическими средствами.
Формирование у студентов навыков анализа и критической оценки информации, получаемой о наркотиках, и умения принимать правильные решения.
Развитие психологической культуры личности. Предоставление социально адекватных альтернатив наркотизации как способу решения проблем, совладания со стрессом и прочее.

Тест на предрасположенность к употреблению психоактивных веществ.
Выясните поочередно наличие или отсутствие у человека каждого фактора, затем суммируйте полученные результаты. Таким образом вы определите группу риска данного индивида.

Итак, у данного индивида имеются:
1. Низкая устойчивость к психическим перегрузками и стрессам.
2. Выраженная неуверенность в себе, низкая самооценка, завышенные требования к себе.
3. Трудности в общении со сверстниками на улице.
4. Тревога и напряжение в общении по месту учебы.
5. Стремление к получению новых ощущений, удовольствия, причем, как можно быстрее и любым путем.
6. Чрезмерная зависимость от друзей, стремление к подражанию приятелям, отсутствие критичности, подчинение влиянию.
7.Непереносимость конфликтов, стремление к уходу в мир иллюзий.
8. Компульсивные (навязчивые) формы поведения: переедание, азартная и компьютерная игромания и т.д.
9. Отклонения в поведении в связи с травмами головного мозга, инфекционными или врожденными заболеваниями, мозговая патология.
10. Посттравматический синдром. Перенесенное физическое, психологическое или сексуальное насилие.
11. Асоциальные формы поведения - уходы из дома, конфликты с законом, принадлежность к неформальным объединениям радикального типа.
12. Отягощенная наследственность (Наркомания или алкоголизм у родителей или близких родственников). Явное неблагополучие в семье.

Подсчет результатов: За каждый положительный ответ на вопросы 1; 2; 3; 4; начислите по ПЯТЬ баллов, за ответ "ДА" на вопросы 5; 6; 7 по ДЕСЯТЬ баллов, за ответы на вопросы 8; 9; 10; 11;12 - по ПЯТНАДЦАТЬ баллов.
Суммируйте результаты:
Менее 15 баллов - вероятность зависимости низкая, данный индивид в группу риска не входит;
От 15 до 30 баллов - средняя вероятность зависимости. Данного индивида уже можно отнести к группе риска, возможно нуждается в помощи психолога или социального работника;
Свыше 30 баллов - высокая вероятность зависимости, требуется особое внимание педагога, врача, психолога, социального работника.

В паутину наркомании может попасть любой человек независимо от пола, возраста, материальной обеспеченности, социального положения, и статуса. За годы учебы большинство студентов как минимум один раз выслушивают предложение «попробовать». Жертву ловят в минуты душевной тревоги, напряжения, стресса или, напротив, в моменты душевного подъема, когда хочется поделиться радостью со всем миром. Помните, ни один наркотик нельзя употреблять контролируемо. Часто даже однократный прием вещества приводит к возникновению тяжелейшей зависимости, разрушающей и психику, и тело.
Наркотикам всегда есть альтернатива. Проблемы общения, саморегуляции, поиска себя и многие другие успешно решаются на консультации со специалистом-психологом. Не ищите быстрый выход. Это дверь, которая ведет в коридор саморазрушения. Вы имеете право сказать «НЕТ». Ответственный, по-настоящему взрослый человек, идущий в ногу со временем и заботящийся о себе поступит именно так.