Рус Бел Eng De Cn Es Ar
Несколько вопросов об учебной деятельности

Как составить оптимальный режим дня?

Для студента учеба – это труд, который отличается напряженностью, интенсивностью, сопровождается волнениями (особенно во время сессии), погружением в огромный объем информации. «Запасы прочности» человеческого организма не безграничны, а учеба является большой нагрузкой, как в физическом, так и в психологическом плане.
Одним из условий сохранения и укрепления здоровья является правильный режим дня. Научно обоснованный и неукоснительно соблюдаемый порядок труда, отдыха, сна и питания значительно облегчает любую деятельность, позволяет максимально использовать все возможности организма человека.
Физиологической основой режима дня человека является выработка динамического стереотипа. Динамический стереотип – это система условных рефлексов, которая закрепляется в результате длительного следования определенному порядку. Беспорядочное же чередование занятий разрушает стереотип и отрицательно сказывается на состоянии организма.
Условия жизни и особенности профессиональной деятельности у всех различны. Большая умственная и психоэмоциональная нагрузка студентов требует установления оптимального распорядка в соответствии с некоторыми основными правилами. И первое из них – это отвести для любого вида деятельности строго определенной время. Подъему и отходу ко сну, приему пищи, подготовке к занятиям, отдыху желательно отводить одно и то же время.
Выходные дни лучше всего использовать для максимального отдыха на свежем воздухе. В режиме дня каждого студента непременно должны быть предусмотрены: ежедневная утренняя гимнастика, водные процедуры, прогулки на свежем воздухе, 2-3 физкультурные паузы по 5-7 минут для активного отдыха через каждый час умственной деятельности, занятие каким-либо видом спорта, трех-четырехразовый прием пищи, активный дневной и вечерний отдых и спокойный сон.
При напряженной умственной и физической работе, в частности, во время подготовки к зачетам и экзаменам особенно большое значение имеет сон. Лучшим временем для ночного сна считается период от 22-23 часов вечера до 6-7 часов утра общей продолжительностью около 8 часов. Несмотря на то, что организм легко приспосабливается и к любым другим часам ночного отдыха, важно, чтобы они были постоянными. Из причин, вызывающих расстройство сна, повышенную утомляемость, нарушение аппетита, необходимо отметить общее несоблюдение режима, малую двигательную активность, недостаточное пребывание на свежем воздухе, засыпание и пробуждение в разное время.
Физиологи утверждают, что существуют универсальные для всех людей суточные ритмы или «часы». Если стараться соответствовать этим «часам», то организму будет наиболее комфортно.
4.00 – 6.00 Начинается пробуждение и усиление энергетических процессов. Но психика еще не готова к работе.
6.00 – 8.00“Время иммунитета”. Это время наиболее подходит для закаливания организма. Если в данный промежуток времени с утра обливаться холодной водой, то риск заболеваний значительно снижается.
8.00 – 10.00 Резко начинает нарастать физическая сила. Уменьшается чувствительность к боли, резко поднимается настроени.
10.00 – 13.00 Это время соответствует максимуму умственных и творческих возможностей.
13.00 – 14.00 “Час желудка”. Если есть в это время, то жировых отложений будет меньше благодаря выработке самых качественных пищеварительных соков.
14.00 – 15.00 Активность мозговой деятельности снижается. Появляется сонливость, ухудшается умственная работоспособность.
15.00 – 16.00 В это время наблюдается второй пик работоспособности, но не головного мозга, а мышц тела, следовательно, это час рукоделия.
16.00 – 17.00 Активизируются легкие – самое выгодное время для физических тренировок.
17.00 – 18.00 “Необходимо подкрепиться”, так как в это время происходит выброс адреналина в кровь.
18.00 – 19.00 “Час ощущений”. Все органы чувств в данный промежуток времени имеют максимальную чувствительность, поэтому это наиболее подходящее время для походов на концерты и в рестораны.
19.00 – 20.00 “Час кожи”. В это время кожа наиболее восприимчива к тактильным ощущениям, прикосновениям. физиологи называют это время еще “часом печени”, так как работоспособность печени достигает максимума. Употребление алкогольных напитков в это время приносит минимальный вред организму.
20.00 – 22.00 “Часы одиночества”. В это время начинается торможение нервной системы, человек может впасть в состояние апатии.
22.00 – 23.00 …и снова “Час иммунитета”! Если вы принимаете витамины, то лучше это делать в часы иммунитета, тогда они намного лучше усвоятся и принесут максимальную пользу.
23.00 – 01.00 Время “торможения” – пора идти спать.
01.00 – 03.00 “Час слепоты”. В эти часы происходит восстановление зрительных рецепторов, зрение резко снижается – оно “отдыхает”, следовательно, желательно отказаться от чтения и просмотра телевизора. В это же время идет “генеральная уборка” в головном мозге. Хранящаяся в кратковременной памяти информация переходит в долговременную память. То, что не актуально для человека, стирается. Поэтому, если вы пытаетесь выучить что-то перед сном, то с утра легче будет воспроизводиться наиболее важная информация, а несущественная сотрется из памяти.
03.00 – 04.00 Резко снижается артериальное давление, ритм сердца, дыхание, максимально расслабляются мышцы.
Известно, что правильный режим дня является одним из факторов, обеспечивающих высокую работоспособность и хорошую успеваемость. Человек, умеющий со студенческой поры правильно организовать режим своего труда и отдыха, в будущем надолго сохранит бодрость и творческую активность.

Кто такие «жаворонки» и «совы»?

Физиологи выделяют некоторые особенности человеческого организма, которые важно учитывать при планировании своего дня, так как каждый человек подвержен влиянию своих внутренних биологических часов, которые с самого момента рождения заложены в головном мозге. И с этим надо считаться, от биоритмов зависит не только сосуществование людей, но и здоровье человека вообще. В 1939 году физиолог Ламберт предложил деление людей по суточной динамике работоспособности на «сов», «голубей» и «жаворонков»:
«Совы» – ночные «птицы». С утра они любят поваляться в постели - в ранние утренние часы их психофизиологические функции еще заторможены, самочувствие, работоспособность, настроение в первой половине дня постепенно улучшаются и достигают своего пика во второй половине дня. Представители этого типа наиболее эффективно работают в вечернее и даже ночное время. Кроме того, исследования показывают, что среди «сов» преобладают люди творческих профессий – музыканты, писатели, журналисты, актеры. Конечно, если Вы относитесь к данной категории людей, то это не значит, что все дела надо планировать на вечер, постарайтесь все же распределить свои дела равномерно в течение дня.
Примерно половина людей относится к «голубям», или аритмикам. Они легко приспосабливаются к любому режиму труда, т. е. хорошо работают в любое время суток, когда это требуется.
Всех остальных можно отнести к «жаворонкам». Они рано встают, лучше всего себя чувствуют и эффективнее работают именно в первой половине дня. У «жаворонков» больше задействовано левое полушарие, что свойственно людям с аналитическим складом ума и логическим восприятием окружающей действительности. Именно поэтому среди жаворонков так много преподавателей технических вузов, военных, инженеров, врачей.
Невозможно утверждать, что какой-то из биоритмов лучше других, ведь намного важнее то, каким образом вы будете использовать собственный потенциал. Желательно находить возможность жить так, как подсказывают нам наши биологические часы, наш биоритм, чтобы рационально расходовать ресурсы организма.

Каким образом можно улучшить качество самоподготовки?

Умение правильно организовать процесс самостоятельного усвоения учебного материала является неотъемлемой составляющей успеха обучения. Существует мнение, что хороший специалист не может знать все, но он должен знать, где и каким образом найти то, что ему необходимо. Поэтому умение работать самостоятельно является наиболее важным в учебном процессе. Выполнение рекомендаций, приведенных ниже, позволяет наиболее разумно организовать работу с учебным материалом:
1. Рекомендуется работать ежедневно в одно и то же время (в одни часы) дня. Таким образом, мозговая активность будет повышаться, и организм будет более подготовлен именно к интеллектуальной нагрузке.
2. В начале работы полезно посмотреть, что было сделано по изучаемому предмету в предыдущий раз. Если установлена связь нового материала со старым, то новый материал будет более доступным, его можно лучше понять и усвоить.
3. Часто разобраться в предмете мешает изначальный негативный настрой. На самом деле, одни предметы даются нам легче, другие сложнее, но абсолютно любой материал можно понять и освоить, особенно если дело касается вузовской учебной программы.
4. Не стоит пренебрегать различными приемами, если хотите глубоко и основательно понять изучаемый материал. Всевозможные записи, составление схем, таблиц, зарисовки, а также рассказ материала самому себе и одногруппникам способствуют лучшему пониманию и ориентации в предмете.
5. При изучении непрофильнх предметов важно увидеть практический смысл в усвоенных знаниях, понять, как данный материал поможет в будущей профессиональной деятельности. Беседа с преподавателем убедит вас в этом.
Работа с печатными источниками обычно составляет большую часть учебной деятельности. Вот некоторые рекомендации как организовать работу с книгой:
1. сначала следует ознакомиться с материалом в целом путем беглого чтения-просмотра, не делая никаких записей, что позволит получить представление о всем материале;
2. после этого следует переходить самой важной части работы - к внимательному чтению – штудированию материала по главам, разделам, параграфам. При чтении про себя читающий меньше устает, усваивает материал примерно на 25 % быстрее, по сравнению с чтением вслух, имеет возможность уделить больше внимания содержанию написанного и лучше осмыслить его;
3. изучая текст, стоит обращать внимание на схемы, таблицы, карты, рисунки, математические формулы: рассматривать их, обдумывать, анализировать, устанавливая их связь с текстом. Во-первых, это поможет понять и усвоить изучаемый материал, во-вторых, это опора на зрительную память, если в нужный момент не сможешь дословно вспомнить, то зрительный образ даст подсказку;
4. не стоит пренебрегать также словарями и энциклопедиями. Пользование справочной литературой позволяет точно понимать и правильно применять специальные слова, термины, профессиональные выражения, что укрепляет ваш авторитет со стороны окружающих, в том числе и преподавателей;
5. важно и то, с какой скоростью читается книга. Полезным является владение техникой быстрого чтения. Обучаясь которому можно прочитывать до 150-160 страниц вместо 20-25 страниц в час. Одновременно приобретается способность концентрироваться на важном и схватывать основной смысл текста;
6. запись изучаемого – лучшая опора памяти при работе с книгой: можно делать выписки, зарисовки, составлять схемы, тезисы, выписывать цифры, цитаты, вести конспекты. Запись изучаемой литературы лучше делать наглядной, легко обозримой, расчлененной на абзацы и пункты. Педагогика учит: что прочитано, продумано и записано, то становится действительно личным достоянием работающего с книгой.
Различают три основные формы выписывания: 
- дословная выписка или цитата с целью подкрепления того или иного положения, авторского довода. Она не терпит произвольной подмены одних слов другими; каждую цитату надо заключить в кавычки, в скобках указать ее источник: фамилию и инициалы автора, название труда, страницу, год издания, название издательства; 
- выписка «по смыслу» или тезисная форма записи. Тезисы – это кратко сформулированные самим читающим основные мысли автора. Главное – умение кратко, законченно (не теряя смысл) сформулировать каждый вопрос, основное положение; 
- конспективная выписка имеет особенно важное значение для овладения знаниями. В данном случае кратко записываются важнейшие составные пункты, тезисы, мысли и идеи текста. Подробный обзор содержания может быть важным подспорьем для запоминания и вспомогательным средством для нахождения соответствующих мест в тексте. Делая в конспекте дословные выписки особенно важных мест книги, нельзя допускать, чтобы весь конспект был «списыванием» с книги. Усвоенные мысли необходимо выразить своими словами, своим слогом и стилем. Творческий конспект – наиболее ценная и богатая форма записи изучаемого материала, включающая все виды записей: и план, и тезис, и свое собственное замечание, и цитату, и схему.
Образование – это не только процесс поиска и усвоения определенных знаний, умений, навыков, но и результат этого процесса: умение самостоятельно работать, находить необходимую информацию и эффективно применять ее на практике. Это надежный фундамент будущей профессиональной деятельности, первая ступенька карьерного роста, опора на жизненном пути.

Если у Вас есть вопросы по способам оптимизации деятельности в процессе обучения, присылайте их на электронный ящик psychol_bsu@mail.ru (сотрудники психологической службы будут рады дать на них квалифицированные ответы) или участвуйте в акции БРИФИНГ на «Днях психологии», проводимых Психологической службой БГУ на факультетах.