Рус Бел Eng De Cn Es
Правила проведения аттестации студентов

документ в системе "КонсультанПлюс" (ссылка работает на компьютерах с установленной программой)

версия для печати

 
УТВЕРЖДЕНО
Постановление
Министерства образования
Республики Беларусь
29.05.2012 N 53

ПРАВИЛА
ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ СТУДЕНТОВ, КУРСАНТОВ, СЛУШАТЕЛЕЙ ПРИ ОСВОЕНИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящие Правила определяют в соответствии с пунктом 3 статьи 93, пунктом 8 статьи 214 и пунктом 10 статьи 215 Кодекса Республики Беларусь об образовании, а также пунктом 2 статьи 252 и пунктом 2 статьи 253 Кодекса Республики Беларусь об образовании:
порядок проведения текущей и итоговой аттестации студентов, курсантов, слушателей (далее - обучающиеся) при освоении содержания образовательной программы высшего образования I ступени, обеспечивающей получение квалификации специалиста с высшим образованием; образовательной программы высшего образования I ступени, обеспечивающей получение квалификации специалиста с высшим образованием и интегрированной с образовательными программами среднего специального образования (далее, если не установлено иное, - образовательные программы высшего образования I ступени); образовательной программы высшего образования II ступени, формирующей знания, умения и навыки научно-педагогической и научно-исследовательской работы и обеспечивающей получение степени магистра; образовательной программы высшего образования II ступени с углубленной подготовкой специалиста, обеспечивающей получение степени магистра (далее, если не установлено иное, - образовательные программы высшего образования II ступени) в учреждениях высшего образования Республики Беларусь независимо от их подчиненности и форм собственности;
формы текущей и итоговой аттестации, порядок оценки результатов учебной деятельности слушателей при освоении содержания образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование.
2. Обучающиеся при освоении содержания образовательных программ высшего образования проходят текущую и итоговую аттестацию.
3. Формами текущей аттестации обучающихся в соответствии со статьей 214 Кодекса Республики Беларусь об образовании являются:
3.1. при освоении содержания образовательных программ высшего образования I ступени:
курсовой проект (курсовая работа);
зачет (дифференцированный зачет);
экзамен по учебной дисциплине;
3.2. при освоении содержания образовательной программы высшего образования II ступени, формирующей знания, умения и навыки научно-педагогической и научно-исследовательской работы и обеспечивающей получение степени магистра:
зачет (дифференцированный зачет);
экзамен по учебной дисциплине;
кандидатский зачет (дифференцированный зачет) по общеобразовательной дисциплине;
кандидатский экзамен по общеобразовательной дисциплине;
3.3. при освоении содержания образовательной программы высшего образования II ступени с углубленной подготовкой специалиста, обеспечивающей получение степени магистра:
зачет (дифференцированный зачет);
экзамен по учебной дисциплине.
4. Формами итоговой аттестации обучающихся в соответствии со статьей 215 Кодекса Республики Беларусь об образовании являются:
4.1. при освоении содержания образовательных программ высшего образования I ступени:
государственный экзамен;
государственный экзамен и защита дипломного проекта (дипломной работы);
4.2. при освоении содержания образовательных программ высшего образования II ступени - защита магистерской диссертации.
5. Результаты текущей аттестации обучающихся в форме курсового проекта (курсовой работы), дифференцированного зачета, экзамена по учебной дисциплине, кандидатского зачета (дифференцированного зачета) по общеобразовательной дисциплине, кандидатского экзамена по общеобразовательной дисциплине, итоговой аттестации в форме государственного экзамена, защиты дипломного проекта (дипломной работы) оцениваются отметками в баллах по десятибалльной шкале.
Десятибалльная шкала оценки представляет собой систему измерения учебных достижений студентов, в которой отметка уровня знаний выражается последовательным рядом чисел (баллов) "1", "2", "3", "4", "5", "6", "7", "8", "9", "10". При оценке знаний обучающихся отметками в баллах по десятибалльной шкале учитываются критерии оценки результатов учебной деятельности обучающихся в учреждениях высшего образования по десятибалльной шкале.
Положительными являются отметки не ниже 4 (четырех) баллов. Отметки 1 (один), 2 (два), 3 (три) балла являются неудовлетворительными.
6. Результаты текущей аттестации в форме зачета оцениваются отметками "зачтено", "не зачтено".
Положительной является отметка "зачтено", отметка "не зачтено" является неудовлетворительной.
7. Результаты итоговой аттестации в форме защиты магистерской диссертации оцениваются отметками "защитил(а)" с отметкой в баллах по десятибалльной шкале или "не защитил(а)".
Положительной является отметка "защитил(а)" с отметкой не ниже 4 (четырех) баллов. Отметка "не защитил(а)" является неудовлетворительной.

ГЛАВА 2
ТЕКУЩАЯ АТТЕСТАЦИЯ

8. Текущая аттестация обучающихся проводится для определения соответствия результатов учебной деятельности обучающихся требованиям образовательных стандартов, учебно-программной документации образовательных программ высшего образования.
9. Экзамены по учебным дисциплинам для обучающихся, осваивающих содержание образовательных программ высшего образования I ступени в очной форме получения образования и содержание образовательных программ высшего образования II ступени в очной и заочной формах получения образования, а также кандидатские зачеты (дифференцированные зачеты), кандидатские экзамены по общеобразовательным дисциплинам для обучающихся, осваивающих содержание образовательной программы высшего образования II ступени, формирующей знания, умения и навыки научно-педагогической и научно-исследовательской работы и обеспечивающей получение степени магистра, проводятся в период экзаменационной сессии, если иное не установлено настоящими Правилами.
Зачеты (дифференцированные зачеты) для обучающихся, осваивающих содержание образовательных программ высшего образования I ступени в очной форме получения образования, проводятся до начала экзаменационной сессии.
По решению совета учреждения высшего образования перед экзаменационной сессией может устанавливаться зачетная неделя для защиты курсовых проектов (курсовых работ), сдачи зачетов (дифференцированных зачетов).
10. Зачеты (дифференцированные зачеты) и экзамены по учебным дисциплинам для обучающихся, осваивающих содержание образовательных программ высшего образования I ступени в заочной форме получения образования, проводятся во время лабораторно-экзаменационной (установочной) сессии, если иное не установлено настоящими Правилами.
На лабораторно-экзаменационных (установочных) сессиях проводятся все виды учебных занятий, предусмотренных учебно-программной документацией по учебным дисциплинам, изучаемым в соответствующем семестре, обучающиеся проходят текущую аттестацию.
Для участия в лабораторно-экзаменационной (установочной) сессии факультетом учреждения высшего образования направляется обучающемуся вызов в порядке, определяемом учреждением высшего образования.
11. При прохождении текущей аттестации по учебной или общеобразовательной дисциплине, по учебной или производственной практике обучающийся представляет экзаменатору (экзаменационной комиссии) зачетную книжку.
12. Для проведения текущей аттестации могут использоваться технические средства.
13. Присутствие на экзаменах и зачетах (дифференцированных зачетах) по учебным дисциплинам посторонних лиц без разрешения руководителя учреждения высшего образования, заместителя руководителя (проректора) по учебной работе или декана (начальника) факультета (директора института без права юридического лица) не допускается.
На кандидатском зачете (дифференцированном зачете), кандидатских экзаменах по общеобразовательным дисциплинам могут присутствовать представители Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь и других государственных органов с согласия их руководителей.
14. Положительные отметки по результатам текущей аттестации вносятся в зачетно-экзаменационную ведомость и зачетную книжку.
Неудовлетворительные отметки вносятся в зачетно-экзаменационную ведомость, а в зачетную книжку не вносятся.
Зачетно-экзаменационная ведомость является обязательным документом во время проведения текущей аттестации, в который заносятся результаты ее проведения. Зачетно-экзаменационная ведомость текущей аттестации учебной группы составляется по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам. Зачетно-экзаменационная ведомость текущей аттестации вне учебной группы составляется по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам.
Зачетно-экзаменационная ведомость подписывается деканом (начальником) факультета (директором института без права юридического лица), скрепляется печатью факультета (института) и регистрируется в журнале выдачи зачетно-экзаменационных ведомостей с присвоением порядкового номера. Порядок регистрации, учета, выдачи и возврата зачетно-экзаменационных ведомостей устанавливается учреждением высшего образования.
15. Результат текущей аттестации по учебной или общеобразовательной дисциплине, по учебной или производственной практике, выразившийся в получении неудовлетворительной отметки ("не зачтено", 1 (один), 2 (два) или 3 (три) балла), или непрохождение текущей аттестации обучающимся (неявка обучающегося) при отсутствии уважительных причин в установленный учреждением высшего образования срок проведения текущей аттестации является академической задолженностью по учебной или общеобразовательной дисциплине, по учебной или производственной практике.
Неявка обучающегося в установленный учреждением высшего образования срок проведения текущей аттестации по учебной или общеобразовательной дисциплине, по учебной или производственной практике отмечается преподавателем в зачетно-экзаменационной ведомости словами "не явился".
В случае неявки обучающегося по уважительной причине (болезнь, семейные обстоятельства, стихийные бедствия и иное), подтвержденной документально, декан (начальник) факультета (директор института без права юридического лица) слова "не явился" дополняет словами "по ув. причине".
Неявка обучающегося без уважительной причины оценивается деканом (начальником) факультета (директором института без права юридического лица) отметкой "не зачтено" или отметкой 1 (один) балл, а обучающийся считается имеющим академическую задолженность по учебной или общеобразовательной дисциплине, по учебной или производственной практике.
16. Обучающимся, при освоении содержания образовательных программ высшего образования I ступени и образовательных программ высшего образования II ступени не защищавшим курсовой проект (курсовую работу), не сдававшим зачет (дифференцированный зачет), экзамен по учебной дисциплине в установленный учреждением высшего образования срок по уважительной причине (болезнь, семейные обстоятельства, стихийные бедствия и иное), подтвержденной документально, деканом (начальником) факультета (директором института без права юридического лица) устанавливается индивидуальный срок прохождения текущей аттестации.
Индивидуальный срок защиты курсового проекта (курсовой работы), сдачи зачета (дифференцированного зачета) для обучающихся, осваивающих содержание образовательных программ высшего образования I ступени в очной форме получения образования, должен устанавливаться до даты проведения второго экзамена экзаменационной сессии. Увеличение срока допускается в исключительных случаях по решению декана (начальника) факультета (директора института без права юридического лица).
17. Обучающимся, при освоении содержания образовательной программы высшего образования II ступени, формирующей знания, умения и навыки научно-педагогической и научно-исследовательской работы и обеспечивающей получение степени магистра, не сдававшим кандидатский зачет (дифференцированный зачет), кандидатские экзамены по общеобразовательным дисциплинам в установленный учреждением высшего образования срок по уважительной причине (болезнь, семейные обстоятельства, стихийные бедствия и иное), подтвержденной документально, руководитель учреждения высшего образования определяет их сдачу в сроки, запланированные для сдачи кандидатского зачета (дифференцированного зачета), кандидатских экзаменов по общеобразовательным дисциплинам другой группы.
18. С целью повышения отметки по учебной дисциплине, полученной по итогам текущей аттестации, обучающийся может быть повторно аттестован в течение всего срока получения высшего образования на I ступени не более чем по трем учебным дисциплинам учебного плана специальности (направления специальности, специализации).
Условия и сроки проведения текущей аттестации с целью повышения отметки определяются деканом (начальником) факультета (директором института без права юридического лица).
19. Обучающиеся могут сдавать экзамены и зачеты по факультативным дисциплинам, результаты сдачи которых по желанию обучающихся заносятся в зачетно-экзаменационную ведомость, зачетную книжку и выписку из зачетно-экзаменационной ведомости (приложение к диплому).
20. Обучающиеся допускаются к сдаче зачета (дифференцированного зачета), экзамена по учебной дисциплине при условии выполнения и защиты ими всех расчетных, расчетно-графических, лабораторных и иных работ, курсовых проектов (курсовых работ), предусмотренных учебно-программной документацией соответствующей учебной дисциплины в текущем семестре.
Недопуск обучающегося к зачету (дифференцированному зачету) или экзамену по учебной дисциплине осуществляется решением соответствующей кафедры и отмечается в зачетно-экзаменационной ведомости словами "не допущен кафедрой" во время проведения зачета (дифференцированного зачета), экзамена.
Обучающиеся допускаются к сдаче кандидатского зачета (дифференцированного зачета), кандидатского экзамена по общеобразовательной дисциплине при условии выполнения ими требований, предъявляемых программой-минимумом по общеобразовательной дисциплине, рефератов или иных заданий, если их выполнение предусмотрено учебно-программной документацией.
Недопуск обучающегося к кандидатскому зачету (дифференцированному зачету), кандидатскому экзамену по общеобразовательной дисциплине осуществляется по представлению соответствующей кафедры деканом (начальником) факультета (директором института без права юридического лица) и отмечается в зачетно-экзаменационной ведомости словами "не допущен".
В случае недопуска обучающегося к зачету (дифференцированному зачету) или экзамену по учебной дисциплине по решению кафедры, к кандидатскому зачету (дифференцированному зачету), кандидатскому экзамену по общеобразовательной дисциплине декан (начальник) факультета (директор института без права юридического лица) выставляет в зачетно-экзаменационной ведомости отметку "не зачтено" или отметку 1 (один) балл, а обучающийся считается имеющим академическую задолженность по учебной или общеобразовательной дисциплине.
21. Обучающиеся, осваивающие содержание образовательных программ высшего образования I ступени в очной форме получения высшего образования, допускаются к экзаменационной сессии при условии защиты курсовых проектов (курсовых работ), сдачи зачетов (дифференцированных зачетов) (за исключением зачетов по учебным дисциплинам цикла "Дополнительные виды обучения" типовых учебных планов по специальности (направлению специальности), предусмотренных учебными планами в текущем семестре, и получении отметок "зачтено" или не ниже 4 (четырех) баллов.
Допуск к экзаменационной сессии обучающегося, осваивающего содержание образовательной программы высшего образования I ступени в очной форме получения высшего образования, оформляется деканом (начальником) факультета (директором института без права юридического лица) с указанием даты допуска в порядке, определяемом учреждением высшего образования.
В случае установления индивидуального срока защиты курсового проекта (курсовой работы), сдачи зачета (дифференцированного зачета) в соответствии с пунктом 16 настоящих Правил обучающиеся допускаются к сдаче экзамена по учебной дисциплине на основании письменного разрешения декана (начальника) факультета (директора института без права юридического лица).
Не разрешается прием экзаменов у обучающихся, осваивающих содержание образовательных программ высшего образования I ступени в дневной и вечерней формах получения высшего образования, не имеющих полученного в установленном порядке допуска к экзаменационной сессии или письменного разрешения декана (начальника) факультета (директора института без права юридического лица), дающего право на сдачу экзамена по учебной дисциплине в случае установления индивидуального срока защиты курсового проекта (курсовой работы), сдачи зачета (дифференцированного зачета) в соответствии с пунктом 16 настоящих Правил. Не допускается проведение текущей аттестации обучающихся вне учебной группы, не имеющих зачетно-экзаменационной ведомости текущей аттестации вне учебной группы или имеющих данную зачетно-экзаменационную ведомость, срок действия которой истек.
Обучающиеся, осваивающие содержание образовательных программ высшего образования I ступени в заочной форме получения высшего образования, допускаются к лабораторно-экзаменационной (установочной) сессии при отсутствии академической задолженности по предыдущей сессии.
22. Курсовой проект (курсовая работа), как форма текущей аттестации обучающихся при освоении содержания образовательных программ высшего образования I ступени, является видом самостоятельной работы обучающихся, представляющей собой решение в курсовой работе учебной задачи, а в курсовом проекте - конструкторской или технологической задачи по изучаемой учебной дисциплине в соответствии с установленными к курсовому проекту (курсовой работе) требованиями.
Порядок организации курсового проектирования и защиты курсовых проектов (курсовых работ) определяется учреждением высшего образования.
23. Темы курсовых проектов (курсовых работ) разрабатываются на кафедрах и утверждаются заведующими кафедрами (начальниками кафедр) до начала семестра, в котором предусмотрено их выполнение в соответствии с типовыми учебными планами по специальностям (направлениям специальностей), учебными планами учреждений высшего образования по специальностям (направлениям специальностей, специализациям), экспериментальными учебными планами по специальностям (направлениям специальностей, специализациям), индивидуальными учебными планами (далее - учебные планы).
Количество утвержденных тем должно быть достаточным для выдачи в учебной группе каждому обучающемуся, осваивающему содержание образовательной программы высшего образования I ступени, индивидуального задания.
Обучающийся при освоении содержания образовательной программы высшего образования I ступени вправе выбрать тему курсового проекта (курсовой работы) из числа утвержденных на кафедре или самостоятельно предложить тему курсового проекта (курсовой работы) с обоснованием ее целесообразности.
Для формирования у обучающихся при освоении содержания образовательных программ высшего образования I ступени умений и навыков работы в команде возможна выдача группового задания, предусматривающего работу нескольких обучающихся над одним курсовым проектом (курсовой работой). В этом случае каждому из них должен быть установлен индивидуальный объем задач в соответствии с объемом и уровнем общих требований.
Задание по курсовому проекту (курсовой работе) должно быть выдано обучающемуся, осваивающему содержание образовательной программы высшего образования I ступени:
в очной форме получения высшего образования в первые две недели после начала семестра, в котором учебными планами он предусмотрен;
в заочной форме получения высшего образования на лабораторно-экзаменационной (установочной) сессии, предшествующей семестру, в котором учебными планами он предусмотрен.
24. Защита курсовых проектов (курсовых работ) производится перед комиссией, которая формируется заведующим кафедрой (начальником кафедры) в составе не менее двух человек с участием руководителя курсового проекта (курсовой работы).
Защита курсовых проектов (курсовых работ), выполненных по групповому заданию, производится в один день.
Комиссия принимает решение большинством голосов. При равенстве голосов решающим является голос председателя комиссии.
25. Зачет используется как форма текущей аттестации для установления соответствия результатов учебной деятельности обучающегося по освоению учебной дисциплины (разделов учебной дисциплины) требованиям образовательных стандартов, учебно-программной документации по соответствующей дисциплине.
Дифференцированный зачет используется как форма текущей аттестации по учебной и производственной практике, а также по учебным дисциплинам, перечень которых определяется учебным планом учреждения высшего образования по специальностям (направлениям специальностей, специализациям).
26. Вопросы и задания для проведения зачетов (дифференцированных зачетов) составляются преподавателем учебной дисциплины и утверждаются на заседании кафедры.
Форма проведения зачета (дифференцированного зачета) по учебной дисциплине (устная, письменная, тестирование, контрольная работа и другое) устанавливается решением соответствующей кафедры.
27. Зачет (дифференцированный зачет) по учебной дисциплине, если по ней учебным планом учреждения высшего образования по специальности (направлению специальностей, специализации) не предусмотрен экзамен:
принимается преподавателем, который проводил учебные занятия в форме лекций;
принимается преподавателем, проводившим практические или семинарские занятия, если по данной учебной дисциплине не предусмотрены учебные занятия в форме лекций.
Зачет (дифференцированный зачет) по учебной дисциплине принимается по решению заведующего кафедрой (начальника кафедры) преподавателем, который проводил лабораторные, практические или семинарские занятия по этой учебной дисциплине, если по ней предусмотрены зачет и экзамен.
28. Экзамен используется как форма текущей аттестации для оценки соответствия результатов учебной деятельности обучающегося по освоению учебной дисциплины (разделов учебной дисциплины) требованиям образовательных стандартов, учебно-программной документации по соответствующей дисциплине.
Расписание экзаменов составляется для всех форм и ступеней получения высшего образования в соответствии с учебными планами, утверждается руководителем учреждения высшего образования (его заместителем) и в порядке, установленном учреждением высшего образования, доводится до сведения профессорско-преподавательского состава и обучающихся не позднее чем за две недели до начала экзаменационной сессии, лабораторно-экзаменационной (установочной) сессии.
Расписание экзаменов для обучающихся в очной форме получения высшего образования составляется из расчета, чтобы на подготовку к экзамену по каждой учебной дисциплине было отведено не менее трех календарных дней.
29. Экзамены принимаются лицами из числа профессорско-преподавательского состава, которые проводят учебные занятия в форме лекций по соответствующим учебным дисциплинам. В случаях, когда лицо из числа профессорско-преподавательского состава, осуществлявшее проведение учебных занятий в форме лекций по учебной дисциплине, не может принимать экзамен, заведующий кафедрой (начальник кафедры) назначает в качестве экзаменатора другое лицо из числа профессорско-преподавательского состава кафедры.
В случаях, если отдельные разделы учебной дисциплины (учебного модуля), по которой предусмотрен экзамен, проводились в одном семестре несколькими лицами из числа профессорско-преподавательского состава, экзамен может проводиться с их участием, но выставляется одна отметка по учебной дисциплине (учебному модулю).
Прием экзамена по учебной дисциплине, который включает просмотр, прослушивание учебных работ или спортивные выступления, осуществляется комиссией, состоящей из 2 - 3 лиц из числа профессорско-преподавательского состава, определяемой заведующим соответствующей кафедры (начальником кафедры).
30. Экзамен проводится по билетам. Количество экзаменационных билетов должно превышать число обучающихся в учебной группе.
Экзаменационные билеты для проведения экзамена ежегодно составляются и подписываются лицом из числа профессорско-преподавательского состава, осуществлявшим чтение лекций по данной учебной дисциплине, и утверждаются заведующим соответствующей кафедры (начальником кафедры). Ознакомление обучающихся с экзаменационными билетами до экзамена не допускается.
Перечень теоретических вопросов и практических заданий, задач, заданий для письменных работ, программы выступлений и иные материалы, необходимые для проведения экзамена, разрабатываются лицами из числа профессорско-преподавательского состава в соответствии с учебными программами, обсуждаются на заседании кафедры, утверждаются и доводятся до сведения обучающихся не позднее чем за две недели до начала сессии.
31. Форма проведения экзамена по учебной дисциплине (устная или письменная, тестирование и другое) устанавливается решением соответствующей кафедры и доводится до сведения обучающихся не позднее чем за две недели до начала сессии.
Для подготовки ответа на экзамене обучающемуся отводится не менее 20 минут. Во время экзаменов обучающиеся имеют право пользоваться перечнем теоретических вопросов, а также с разрешения лица, принимающего экзамен, информационно-аналитическими, справочными материалами, техническими нормативными правовыми актами, перечень которых устанавливается соответствующей кафедрой.
Лицо из числа профессорско-преподавательского состава, принимающее экзамен, имеет право задавать обучающемуся дополнительные вопросы (практические задачи) по программе учебной дисциплины.
32. Кандидатские зачеты (дифференцированные зачеты) и кандидатские экзамены сдаются по общеобразовательным дисциплинам, перечень которых в соответствии с пунктом 5 статьи 214 Кодекса Республики Беларусь об образовании утверждается Высшей аттестационной комиссией Республики Беларусь.
Кандидатские зачеты (дифференцированные зачеты), кандидатские экзамены по общеобразовательным дисциплинам проводятся в соответствии с учебным планом специальности II ступени высшего образования, формирующей знания, умения и навыки научно-педагогической и научно-исследовательской работы и обеспечивающей получение степени магистра.
Руководитель учреждения высшего образования (его заместитель) утверждает расписание кандидатских зачетов (дифференцированных зачетов), кандидатских экзаменов по общеобразовательным дисциплинам не позднее чем за три недели до начала экзаменационной сессии.
Руководитель учреждения высшего образования:
не позднее чем за две недели до начала экзаменационной сессии утверждает своим приказом состав комиссий для приема кандидатских зачетов (дифференцированных зачетов), кандидатских экзаменов по каждой из общеобразовательных дисциплин;
не позднее чем за неделю до начала экзаменационной сессии утверждает своим приказом список обучающихся, которые в соответствии с частью третьей пункта 20 настоящих Правил допущены к сдаче кандидатского зачета (дифференцированного зачета), кандидатского экзамена по общеобразовательным дисциплинам. Список составляется по каждой из общеобразовательных дисциплин.
33. Для проведения кандидатских зачетов (дифференцированных зачетов), кандидатских экзаменов учреждение высшего образования создает комиссии по приему кандидатских зачетов (дифференцированных зачетов), кандидатских экзаменов по каждой из общеобразовательных дисциплин. Численность комиссии составляет от 3 до 5 человек.
Председателем данной комиссии назначается доктор или кандидат наук, имеющий ученое звание и являющийся специалистом по профилю принимаемого кандидатского зачета (дифференцированного зачета) или кандидатского экзамена или руководителем (заместителем руководителя по научной работе) учреждения высшего образования.
В состав комиссии по приему кандидатского зачета (дифференцированного зачета), кандидатского экзамена по общеобразовательной дисциплине включаются высококвалифицированные специалисты по профилю принимаемого кандидатского зачета (дифференцированного зачета), кандидатского экзамена по общеобразовательной дисциплине из числа профессорско-преподавательского состава и научных работников, имеющих ученую степень доктора или кандидата наук.
Комиссия правомочна принимать кандидатский зачет (дифференцированный зачет), кандидатский экзамен по соответствующей общеобразовательной дисциплине, если в ее работе участвуют не менее двух специалистов по профилю принимаемого кандидатского зачета (дифференцированного зачета), кандидатского экзамена, в том числе один доктор или кандидат наук.
В состав комиссий по приему кандидатского зачета (дифференцированного зачета) по основам информационных технологий, кандидатского экзамена по иностранному языку могут включаться лица из числа профессорско-преподавательского состава соответствующих кафедр, которые не имеют ученой степени доктора или кандидата наук, владеющие соответствующим иностранным языком либо информационными технологиями и являющиеся специалистами по профилю принимаемого кандидатского зачета (дифференцированного зачета) или кандидатского экзамена по соответствующей общеобразовательной дисциплине.
34. Для сдачи кандидатского зачета (дифференцированного зачета), кандидатского экзамена по общеобразовательной дисциплине формируются группы численностью не более 12 человек.
35. Форма проведения кандидатских зачетов (дифференцированных зачетов), кандидатских экзаменов (устная или письменная, тестирование и другое) определяется учреждением высшего образования.
На подготовку ответа на кандидатском зачете (дифференцированном зачете), кандидатском экзамене по общеобразовательной дисциплине обучающемуся отводится не менее 30 минут. Для подготовки ответа используются листы устного ответа со штампом учреждения высшего образования, которые хранятся после сдачи кандидатских зачетов (дифференцированных зачетов), кандидатских экзаменов по общеобразовательным дисциплинам на протяжении одного года в учреждении высшего образования, в котором они проводились.
Члены комиссии по приему кандидатского зачета (дифференцированного зачета), кандидатского экзамена по общеобразовательной дисциплине могут задавать экзаменующимся дополнительные вопросы в объеме программы-минимума, по материалам реферата или иных заданий, если их подготовка предусмотрена учебно-программной документацией.
На каждого обучающегося при освоении содержания образовательной программы высшего образования II ступени, формирующей знания, умения и навыки научно-педагогической и научно-исследовательской работы и обеспечивающей получение степени магистра, заполняется протокол по каждому кандидатскому зачету (дифференцированному зачету), кандидатскому экзамену по форме согласно приложению 3 к настоящим Правилам. Протокол подписывается членами комиссии по приему кандидатского зачета (дифференцированного зачета), кандидатского экзамена по общеобразовательной дисциплине, присутствовавшими на кандидатском зачете (дифференцированном зачете), кандидатском экзамене, и утверждается руководителем учреждения высшего образования.
36. При положительном результате сдачи кандидатского зачета (дифференцированного зачета), кандидатского экзамена по общеобразовательной дисциплине учреждение высшего образования, в котором они проводились, выдает удостоверение по форме согласно приложению 4 к настоящим Правилам.
По результатам сдачи каждого кандидатского зачета (дифференцированного зачета), кандидатского экзамена по общеобразовательным дисциплинам возможна выдача отдельных удостоверений о сдаче кандидатских зачетов (дифференцированных зачетов), кандидатских экзаменов по общеобразовательным дисциплинам.
37. Обучающиеся, не прошедшие текущую аттестацию и (или) имеющие академическую задолженность по результатам текущей аттестации, должны пройти текущую аттестацию и (или) ликвидировать академическую задолженность в сроки и на условиях, устанавливаемых настоящими Правилами.
38. При освоении образовательных программ высшего образования I ступени пересдача неудовлетворительной отметки, полученной при сдаче зачета (дифференцированного зачета), экзамена по учебной дисциплине, а также пересдача зачета (дифференцированного зачета), экзамена по учебной дисциплине после неявки обучающегося в установленные сроки без уважительной причины допускается не более двух раз.
Вторая пересдача принимается комиссией в количестве не менее трех человек, формируемой заведующим кафедрой (начальником кафедры) по распоряжению декана (начальника) факультета (директора института без права юридического лица). Со сроком работы комиссии должен быть ознакомлен обучающийся. В состав комиссии включается преподаватель, который выставил на зачете (дифференцированном зачете), экзамене по учебной дисциплине неудовлетворительную отметку. Отметка, выставленная комиссией, является окончательной. В случае получения неудовлетворительной отметки или неявки обучающегося при второй пересдаче зачета (дифференцированного зачета), экзамена по учебной дисциплине обучающийся считается не ликвидировавшим академическую задолженность в установленные сроки.
Пересдача обучающимися экзамена с неудовлетворительной отметкой в период экзаменационной сессии не допускается. В отдельных случаях при наличии уважительных причин, подтвержденных документально, декан (начальник) факультета (директор института без права юридического лица) может разрешить обучающемуся пересдачу одного экзамена, по которому получена неудовлетворительная отметка, в период экзаменационной сессии.
39. Пересдача неудовлетворительной отметки, полученной при защите курсового проекта (курсовой работы), допускается один раз.
40. При освоении образовательных программ высшего образования II ступени с углубленной подготовкой специалиста, обеспечивающей получение степени магистра, пересдача неудовлетворительной отметки, полученной при сдаче зачета (дифференцированного зачета), экзамена по учебной дисциплине, а также пересдача зачета (дифференцированного зачета), экзамена по учебной дисциплине после неявки в установленные сроки без уважительной причины допускается один раз.
41. Для повторной защиты курсового проекта (курсовой работы), а также для повторного приема у обучающегося, осваивающего содержание образовательных программ высшего образования II ступени с углубленной подготовкой специалиста, обеспечивающей получение степени магистра, зачета (дифференцированного зачета), экзамена по учебной дисциплине деканом (начальником) факультета (директором института без права юридического лица) назначается комиссия в составе не менее трех человек и устанавливается срок ее работы, с которым должен быть ознакомлен обучающийся. В случае получения неудовлетворительной отметки или неявки обучающегося при повторной защите курсового проекта (курсовой работы) при повторном приеме у обучающегося, осваивающего содержание образовательных программ высшего образования II ступени с углубленной подготовкой специалиста, обеспечивающей получение степени магистра, зачета (дифференцированного зачета), экзамена по учебной дисциплине обучающийся считается не ликвидировавшим академическую задолженность в установленные сроки.
42. Обучающимся, осваивающим содержание образовательных программ высшего образования I ступени, которые получили в зимнюю экзаменационную сессию не более двух неудовлетворительных отметок, декан (начальник) факультета (директор института без права юридического лица) устанавливает индивидуальные сроки ликвидации академической задолженности, но не позднее первых тридцати календарных дней следующего семестра.
Обучающимся, осваивающим содержание образовательных программ высшего образования I ступени, которые получили в летнюю экзаменационную сессию не более двух неудовлетворительных отметок, декан (начальник) факультета (директор института без права юридического лица) устанавливает индивидуальные сроки ликвидации академической задолженности, но не позднее первых тридцати календарных дней следующего учебного года.
Обучающимся, осваивающим содержание образовательных программ высшего образования II ступени с углубленной подготовкой специалиста, обеспечивающей получение степени магистра, которые получили в экзаменационную сессию неудовлетворительные отметки, декан (начальник) факультета (директор института без права юридического лица) устанавливает индивидуальные сроки ликвидации академической задолженности в течение текущей экзаменационной сессии.
В исключительных случаях (семейные обстоятельства, стихийные бедствия и другие, подтвержденные документально) руководителем учреждения высшего образования может быть продлен срок ликвидации академической задолженности.
Обучающиеся должны быть ознакомлены с установленными для них индивидуальными сроками ликвидации академической задолженности.
43. Решением руководителя учреждения высшего образования обучающемуся, осваивающему содержание образовательной программы высшего образования II ступени, формирующей знания, умения и навыки научно-педагогической и научно-исследовательской работы и обеспечивающей получение степени магистра, имеющему академическую задолженность по общеобразовательной дисциплине, может быть предоставлена возможность одной пересдачи кандидатского зачета (дифференцированного зачета), кандидатского экзамена по общеобразовательной дисциплине в сроки, установленные учреждением высшего образования, с которыми должен быть ознакомлен обучающийся.
Повторно кандидатский зачет (дифференцированный зачет), кандидатский экзамен по общеобразовательной дисциплине принимает комиссия для приема кандидатских зачетов (дифференцированных зачетов), кандидатских экзаменов по соответствующей общеобразовательной дисциплине. В случае получения неудовлетворительной отметки или неявки обучающегося при пересдаче кандидатского зачета (дифференцированного зачета), кандидатского экзамена по общеобразовательной дисциплине обучающийся считается не ликвидировавшим академическую задолженность в установленные сроки.
44. Обучающиеся, полностью выполнившие требования учебных программ, успешно сдавшие курсовые проекты (курсовые работы), зачеты (дифференцированные зачеты) и экзамены по учебным дисциплинам, распоряжением декана (начальника) факультета (директора института без права юридического лица) переводятся на следующий семестр (курс).
Обучающиеся, не прошедшие текущую аттестацию по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся на следующий семестр (курс) условно.
45. При проведении текущей аттестации обучающегося, продолжающего получение высшего образования в порядке перевода, восстановления, декан (начальник) факультета (директор института без права юридического лица) учреждения высшего образования по желанию обучающегося засчитывает результаты текущей аттестации, полученные обучающимся ранее, при условии совпадения объема и содержания требований учебных программ по учебным дисциплинам, изученным ранее и изучаемым после перевода, восстановления, что освобождает обучающегося от повторения занятий и заданий по данной учебной дисциплине и при этом не влечет изменений договорных отношений между учреждением высшего образования и обучающимся.

ГЛАВА 3
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ

46. Итоговая аттестация проводится для определения соответствия результатов учебной деятельности обучающихся требованиям образовательных стандартов, учебно-программной документации образовательных программ высшего образования при завершении освоения содержания образовательных программ высшего образования.
Итоговая аттестация проводится по специальности (направлению специальности, специализации). К итоговой аттестации допускаются обучающиеся, полностью выполнившие учебные планы, учебные программы, программы практики (в том числе преддипломной практики), индивидуальные планы работы магистрантов. Выполнение организационных мероприятий по проведению итоговой аттестации обучающихся, в том числе допуск обучающихся к итоговой аттестации, обеспечивают выпускающие кафедры учреждения высшего образования.
47. Итоговая аттестация обучающихся при завершении освоения содержания образовательной программы осуществляется государственными экзаменационными комиссиями (далее - ГЭК).
48. ГЭК создаются:
ежегодно в составе председателя и членов комиссии во всех учреждениях высшего образования, прошедших государственную аккредитацию, независимо от их подчиненности и форм собственности;
по каждой специальности (направлению специальности) и, как правило, для всех форм и ступеней получения высшего образования. В зависимости от числа обучающихся по одной специальности (направлению специальности) могут создаваться несколько комиссий или одна объединенная комиссия для родственных специальностей.
Полномочия ГЭК сохраняются в течение календарного года.
49. В состав ГЭК на правах членов комиссии могут входить руководитель учреждения высшего образования, его заместители, декан (начальник) соответствующего факультета (директор института без права юридического лица) или его заместители, заведующие кафедрами (начальники кафедр), профессора и доценты кафедр данного или других учреждений высшего образования, сотрудники научно-исследовательских институтов, научно-исследовательской части учреждения высшего образования, ведущие специалисты соответствующих отраслей экономики и социальной сферы, работники науки и культуры. Участие в ГЭК лиц, представляющих соответствующие отрасли экономики, социальной сферы, науки и культуры, должно быть преобладающим. Составы ГЭК (члены комиссий) учреждения высшего образования утверждаются руководителем учреждения высшего образования не позднее чем за месяц до начала работы комиссий по приему государственных экзаменов, защиты дипломных проектов (дипломных работ) и защиты магистерских диссертаций.
Для ведения и оформления протоколов заседаний ГЭК приказом руководителя учреждения высшего образования назначается секретарь.
50. Председатели ГЭК назначаются приказом Министерства образования Республики Беларусь или иного государственного органа (организации), в подчинении которого находится учреждение высшего образования. Председатели ГЭК частных учреждений высшего образования назначаются Министерством образования Республики Беларусь.
Председателями ГЭК могут назначаться не работающие в данном учреждении высшего образования руководители и специалисты органов государственного управления, организаций, ученые, лица из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования, квалификация и (или) ученая степень которых (кандидат, доктор наук) соответствуют специальности, по которой проводится итоговая аттестация.
51. Основными функциями ГЭК являются:
проверка научно-теоретической и практической подготовки обучающихся;
решение вопроса о присвоении обучающимся соответствующей квалификации специалиста с высшим образованием и выдаче диплома о высшем образовании (диплома о высшем образовании с отличием);
решение вопроса о присвоении выпускникам степени магистра с выдачей диплома магистра;
разработка предложений, направленных на дальнейшее улучшение качества подготовки специалистов в учреждениях высшего образования.
52. ГЭК работает в сроки, определяемые учебными планами. График работы ГЭК согласовывается с ее председателем и утверждается руководителем учреждения высшего образования (его заместителем) по представлению декана (начальника) факультета (директора института без права юридического лица) и доводится до сведения обучающихся и членов ГЭК не позднее месяца до начала сдачи государственных экзаменов и (или) защиты дипломных проектов (дипломных работ), защиты магистерских диссертаций.
Продолжительность заседания ГЭК не должна превышать 6 часов в день.
53. Заседания ГЭК оформляются протоколами по формам согласно приложениям 5 - 8 к настоящим Правилам.
В протоколах указываются сведения о проведении итоговой аттестации и ее результатах: присвоенная квалификация, присвоенная степень магистра, отметка по государственному экзамену, наименование выдаваемого документа об образовании.
Протоколы заседаний ГЭК подписываются председателем и всеми членами комиссии, участвовавшими в заседании.
54. До начала государственного экзамена, защиты дипломного проекта (дипломной работы), магистерской диссертации в ГЭК представляются:
распоряжение декана (начальника) факультета (директора института без права юридического лица) о допуске обучающихся к сдаче государственного экзамена (экзаменов), защите дипломного проекта (дипломной работы), защите магистерской диссертации;
учебные карточки обучающихся с указанием полученных ими за весь период получения образования отметок по изученным учебным дисциплинам, курсовым проектам (курсовым работам), учебной и производственной (в том числе преддипломной) практике.
До начала защиты дипломного проекта (дипломной работы), магистерской диссертации в ГЭК дополнительно представляются:
дипломный проект (дипломная работа) (при освоении содержания образовательных программ высшего образования I ступени);
магистерская диссертация (при освоении содержания образовательных программ высшего образования II ступени);
отзыв руководителя дипломного проекта (дипломной работы), магистерской диссертации;
рецензия специалиста, рецензировавшего дипломный проект (дипломную работу), магистерскую диссертацию.
В ГЭК могут представляться и другие материалы, характеризующие научную и практическую значимость выполненного дипломного проекта (дипломной работы), магистерской диссертации, перечень публикаций и изобретений обучающегося, характеристика его участия в научной, организационной, общественной и других видах работ, не предусмотренных учебными планами. Отсутствие таких материалов не является основанием для снижения отметки, выставляемой по результатам защиты дипломного проекта (дипломной работы), магистерской диссертации.
55. Государственный экзамен (экзамены), защита дипломного проекта (дипломной работы), защита магистерской диссертации проводятся на открытом заседании ГЭК с участием председателя комиссии и не менее половины ее состава. Лица, присутствующие на государственном экзамене (экзаменах), защите дипломного проекта (дипломной работы), магистерской диссертации и не являющиеся членами ГЭК, не могут задавать вопросы обучающемуся и влиять на ход экзамена, защиты.
Защита дипломного проекта (дипломной работы), магистерской диссертации, прием государственного экзамена, содержание которых не может быть вынесено на общее обсуждение, проводится в порядке, установленном законодательством.
После окончания государственного экзамена, защиты дипломных проектов (дипломных работ), магистерских диссертаций ГЭК продолжает свою работу на закрытом заседании, на котором с согласия председателя ГЭК могут присутствовать руководители и рецензенты дипломных проектов (дипломных работ), магистерских диссертаций.
В ходе закрытого заседания члены ГЭК:
оценивают результаты защиты дипломного проекта (дипломной работы), магистерской диссертации и сдачи государственных экзаменов;
решают вопрос о присвоении обучающимся соответствующей квалификации;
с учетом отметок, полученных при итоговой аттестации, решают вопрос о выдаче выпускникам диплома о высшем образовании, диплома о высшем образовании с отличием, в том числе с золотой медалью;
решают вопрос о присвоении степени магистра;
решают вопрос о выдаче диплома магистра.
56. Решение о выставлении отметки за государственный экзамен, выполнение и защиту дипломного проекта (дипломной работы), магистерской диссертации принимается большинством членов ГЭК открытым голосованием. При равном числе членов ГЭК, предлагающих выставление различных отметок, предложение председателя ГЭК является решающим.
57. Результаты сдачи государственного экзамена, защиты дипломных проектов (дипломных работ), решения о присвоении квалификации, выдачи диплома о высшем образовании, диплома о высшем образовании с отличием, в том числе с золотой медалью, присвоении степени магистра с выдачей диплома магистра оглашаются в этот же день после оформления соответствующих протоколов.
58. По окончании работы ГЭК ее председатель составляет отчет о работе ГЭК и в двухнедельный срок представляет его руководителю учреждения высшего образования.
В отчете председателя ГЭК должны быть отражены:
уровень подготовки обучающихся по данной специальности;
качество выполнения дипломных проектов (дипломных работ), магистерских диссертаций; соответствие их тематики современным направлениям и требованиям развития науки, техники, производства, культуры;
выявленные недостатки в подготовке обучающихся (при их наличии);
рекомендации и предложения по дальнейшему совершенствованию подготовки обучающихся по данной специальности.
Отчет председателя ГЭК обсуждается на заседании совета учреждения высшего образования (совета факультета).
59. Государственный экзамен проводится в соответствии с программой государственного экзамена, разрабатываемой выпускающей кафедрой на основе типовых учебных программ по учебным дисциплинам (учебным программам учреждения высшего образования по учебным дисциплинам), рассматриваемой на совете факультета (института без права юридического лица) и утверждаемой руководителем (заместителем руководителя) учреждения высшего образования. Программа государственного экзамена доводится до сведения обучающихся не позднее чем за месяц до сдачи экзамена.
60. Форма проведения государственного экзамена (письменная или устная) определяется выпускающей кафедрой. Расписание государственных экзаменов по представлению декана (начальника) факультета (директора института без права юридического лица) утверждается руководителем (заместителем руководителя) учреждения высшего образования не позднее чем за месяц до начала экзамена.
Для подготовки обучающихся к сдаче государственного экзамена учреждение высшего образования организует чтение обзорных лекций и проводит групповые консультации.
Государственный экзамен проводится по билетам, которые составляются выпускающей кафедрой в соответствии с программой государственного экзамена и подписываются заведующим кафедрой (начальником кафедры) или деканом (начальником) факультета (директором института без права юридического лица).
Количество вопросов в экзаменационном билете должно соответствовать числу учебных дисциплин, выносимых на государственный экзамен. Количество комплектов экзаменационных билетов должно соответствовать количеству учебных групп, а число билетов - превышать число обучающихся в учебной группе с максимальной численностью. Повторное использование экзаменационных билетов не допускается.
На подготовку к ответу на государственном экзамене обучающемуся при освоении содержания образовательных программ высшего образования I ступени отводится не менее 30 минут, на сдачу государственного экзамена отводится до 30 минут. Для уточнения экзаменационной отметки члены ГЭК могут задавать обучающемуся, осваивающему содержание образовательных программ высшего образования I ступени, дополнительные вопросы в соответствии с программой государственного экзамена. Количество дополнительных вопросов, задаваемых одним членом ГЭК, не должно превышать трех.
61. Дипломный проект (дипломная работа) является квалификационной работой обучающегося, по уровню выполнения и результатам защиты которой ГЭК делает заключение о возможности присвоения обучающемуся, осваивающему содержание образовательной программы высшего образования I ступени, соответствующей квалификации.
К защите дипломного проекта (дипломной работы) допускаются обучающиеся при освоении содержания образовательных программ высшего образования I ступени, полностью выполнившие учебные планы, учебные программы, программы практики (в том числе преддипломной практики), сдавшие государственные экзамены, выполнившие в полном объеме задание на дипломный проект (дипломную работу). Допуск к защите дипломного проекта (дипломной работы) осуществляется в соответствии с пунктом 67 настоящих Правил.
62. Тематика дипломных проектов (дипломных работ) должна быть актуальной, соответствовать современному состоянию и перспективам развития науки, техники и культуры.
Тематика дипломных проектов (дипломных работ) учитывает конкретные задачи в данной области подготовки специалистов.
Перечень тем дипломных проектов (дипломных работ) ежегодно обновляется и доводится до сведения обучающихся в порядке, установленном учреждением высшего образования.
Обучающимся при освоении содержания образовательных программ высшего образования I ступени предоставляется право выбора темы дипломного проекта (дипломной работы). Обучающийся может предложить свою тему дипломного проекта (дипломной работы). В этом случае он должен обратиться к заведующему кафедрой (начальнику кафедры) с письменным заявлением, в котором обосновывается целесообразность работы по указанной теме. При положительном решении вопроса тема дипломного проекта (дипломной работы) включается в перечень тем дипломных проектов (дипломных работ).
Темы дипломных проектов (дипломных работ) определяются выпускающими кафедрами и утверждаются приказом руководителя учреждения высшего образования по представлению декана (начальника) факультета (директора института без права юридического лица). В случае необходимости изменения или уточнения темы дипломного проекта (дипломной работы) декан (начальник) факультета (директора института без права юридического лица) на основании представления выпускающей кафедры ходатайствует о внесении соответствующих изменений в приказ руководителя учреждения высшего образования.
63. Руководителями дипломных проектов (дипломных работ) назначаются лица из числа профессорско-преподавательского состава данного учреждения высшего образования, преимущественно профессора и доценты, а также научные работники и высококвалифицированные специалисты данного учреждения высшего образования и других учреждений и организаций.
Руководители дипломных проектов (дипломных работ) определяются выпускающими кафедрами и утверждаются приказом руководителя учреждения высшего образования по представлению декана (начальника) факультета (директора института без права юридического лица). Один руководитель может осуществлять руководство не более чем семью дипломными проектами или не более чем десятью дипломными работами.
Руководитель в соответствии с темой дипломного проекта (дипломной работы) выдает обучающемуся задание на дипломный проект (дипломную работу) согласно приложению 9 к настоящим Правилам. Задание вместе с дипломным проектом (дипломной работой) представляется в ГЭК.
В случае необходимости и по согласованию с руководителем дипломного проекта (дипломной работы) выпускающей кафедре предоставляется право приглашать консультантов по отдельным узконаправленным разделам дипломного проекта (дипломной работы).
Консультантами по отдельным разделам дипломного проекта (дипломной работы) могут назначаться лица из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования, а также высококвалифицированные специалисты и научные работники других учреждений и организаций. Консультанты проверяют соответствующий раздел выполненного обучающимся дипломного проекта (дипломной работы) и ставят на его (ее) титульном листе свою подпись.
64. Порядок организации, проведения дипломного проектирования и требования к дипломным проектам (дипломным работам), их содержанию и оформлению, обязанности руководителя, консультанта, рецензента дипломного проекта (дипломной работы) определяются учреждением высшего образования в соответствии с образовательными программами, образовательными стандартами, государственными стандартами Республики Беларусь, регламентирующими разработку и оформление документации, и настоящими Правилами.
65. Дипломный проект (дипломная работа) должен включать расчетно-пояснительную записку и графическую часть (чертежи, графики, схемы, диаграммы, таблицы, рисунки и другой иллюстративный материал), наглядно представляющую выполненную работу и полученные результаты. Графическая часть по решению выпускающей кафедры может быть представлена на защите дипломного проекта (дипломной работы) в виде электронной презентации с распечаткой бумажного раздаточного материала для членов ГЭК. Наличие электронной презентации не исключает необходимость представления графической части на бумажном носителе, которая должна быть включена в расчетно-пояснительную записку.
Расчетно-пояснительная записка включает:
титульный лист;
задание на дипломный проект (дипломную работу);
оглавление;
перечень условных обозначений, символов и терминов (если в этом есть необходимость);
реферат;
введение;
обзор литературных источников по теме;
разделы, содержащие описание используемых методов и (или) методик, собственных теоретических и экспериментальных исследований, результаты расчетов и другие сведения, определенные заданием;
экономическое обоснование принятого решения, определение экономической эффективности внедрения полученных результатов, требования охраны труда и техники безопасности при эксплуатации разработанного объекта для дипломных проектов (для дипломных работ производственного направления);
заключение;
список использованной литературы;
графический материал в соответствии с заданием на дипломный проект (дипломную работу) (в случае электронной презентации);
комплект конструкторских, технологических, программных и иных документов;
приложения (при необходимости);
иные части.
66. За выполнение дипломного проекта (дипломной работы) и принятые в дипломном проекте (дипломной работе) решения, правильность всех данных и сделанные выводы отвечает обучающийся, осваивающий содержание образовательной программы высшего образования I ступени, - автор дипломного проекта (дипломной работы). Обучающийся, осваивающий содержание образовательной программы высшего образования I ступени, представляет руководителю законченный дипломный проект (дипломную работу), подписанный им и консультантами. Руководитель составляет отзыв на дипломный проект (дипломную работу). В отзыве должны быть отмечены:
актуальность темы дипломного проекта (дипломной работы);
объем выполнения задания;
степень самостоятельности и инициативности обучающегося, осваивающего содержание образовательной программы высшего образования I ступени;
умение обучающегося, осваивающего содержание образовательной программы высшего образования I ступени, пользоваться специальной литературой;
способность обучающегося, осваивающего содержание образовательной программы высшего образования I ступени, к проектной, технологической, исследовательской, исполнительской, творческой (в сфере искусства), организаторской и другой работе;
возможность использования полученных результатов на практике;
возможность присвоения обучающемуся, осваивающему содержание образовательной программы высшего образования I ступени, соответствующей квалификации.
67. Дипломный проект (дипломная работа) и отзыв руководителя на дипломный проект (дипломную работу) не позднее чем за две недели до защиты дипломного проекта (дипломной работы) представляются заведующему выпускающей кафедрой (начальнику кафедры), который решает вопрос о возможности допуска обучающегося к защите дипломного проекта (дипломной работы).
Для определения возможности допуска обучающегося к защите дипломного проекта (дипломной работы) на выпускающей кафедре может создаваться рабочая комиссия (комиссии), которая определяет соответствие дипломного проекта (дипломной работы) заданию и требуемому объему выполнения. Рабочая комиссия может заслушивать руководителя дипломного проекта (дипломной работы), обучающегося, осваивающего содержание образовательной программы высшего образования I ступени.
Допуск обучающегося, осваивающего содержание образовательной программы высшего образования I ступени, к защите дипломного проекта (дипломной работы) фиксируется подписью заведующего кафедрой (начальника кафедры) на титульном листе дипломного проекта (дипломной работы).
Если заведующий кафедрой (начальник кафедры) или рабочая комиссия установили несоответствие дипломного проекта (дипломной работы) заданию и требуемому объему выполнения, вопрос о допуске обучающегося к защите дипломного проекта (дипломной работы) рассматривается на заседании кафедры с участием руководителя дипломного проекта (дипломной работы).
68. Дипломные проекты (дипломные работы), допущенные выпускающей кафедрой к защите, направляются заведующим выпускающей кафедрой (начальником кафедры) на рецензию. Рецензенты дипломных проектов (дипломных работ) утверждаются деканом (начальником) факультета (директором института без права юридического лица) по представлению заведующего выпускающей кафедрой (начальника кафедры) не позднее одного месяца до защиты дипломных проектов (дипломных работ). Рецензентами могут назначаться лица из числа:
профессорско-преподавательского состава других кафедр учреждения высшего образования;
специалистов организаций и учреждений реального сектора экономики и социальной сферы, сотрудников научных учреждений;
лиц из числа профессорско-преподавательского состава других учреждений высшего образования.
В рецензии должны быть отмечены:
актуальность темы дипломного проекта (дипломной работы);
степень соответствия дипломного проекта (дипломной работы) заданию;
логичность построения материала;
полнота и последовательность критического обзора и анализа литературы по теме дипломного проекта (дипломной работы);
полнота описания методики расчета или проведенных исследований, изложения собственных расчетных, теоретических и экспериментальных результатов, отметка достоверности полученных выражений и данных;
наличие аргументированных выводов по результатам дипломного проекта (дипломной работы);
практическая значимость дипломного проекта (дипломной работы), возможность использования полученных результатов;
недостатки и слабые стороны дипломного проекта (дипломной работы);
замечания по оформлению дипломного проекта (дипломной работы) и стилю изложения материала.
Рецензент имеет право затребовать у обучающегося - автора дипломного проекта (дипломной работы) - дополнительные материалы, касающиеся проделанной работы.
Обучающийся, осваивающий содержание образовательной программы высшего образования I ступени, должен быть ознакомлен с рецензией не менее чем за сутки до защиты.
69. На защиту одного дипломного проекта (дипломной работы) отводится не более 30 минут. Процедура защиты дипломного проекта (дипломной работы) устанавливается председателем ГЭК и включает доклад обучающегося, осваивающего содержание образовательной программы высшего образования I ступени (10 - 15 минут) с использованием (по решению выпускающей кафедры) информационных технологий, чтение отзыва руководителя и рецензии, вопросы членов комиссии и ответы обучающегося, осваивающего содержание образовательной программы высшего образования I ступени. При имеющихся замечаниях рецензента обучающийся, осваивающий содержание образовательной программы высшего образования I ступени, должен ответить на них. Кроме этого, могут быть предусмотрены выступления руководителя дипломного проекта (дипломной работы), а также рецензента, если он присутствует на заседании ГЭК.
Защита заканчивается предоставлением обучающемуся, осваивающему содержание образовательной программы высшего образования I ступени, заключительного слова, в котором он вправе высказать свое мнение по замечаниям и рекомендациям, сделанным в процессе обсуждения дипломного проекта (дипломной работы).
70. При оценке дипломного проекта (дипломной работы) учитываются его практическая ценность, содержание доклада и ответы обучающегося на вопросы, отзыв руководителя дипломного проекта (дипломной работы) и рецензия.
71. Итоговая аттестация обучающихся в форме защиты магистерской диссертации является завершающим этапом освоения содержания образовательных программ высшего образования II ступени.
Магистерская диссертация при освоении содержания образовательной программы высшего образования II ступени, формирующей знания, умения и навыки научно-педагогической и научно-исследовательской работы и обеспечивающей получение степени магистра, является итогом научно-исследовательской работы обучающегося и представляет собой самостоятельное логически завершенное научное исследование, связанное с решением теоретической или научно-прикладной задачи.
Магистерская диссертация при освоении содержания образовательной программы высшего образования II ступени с углубленной подготовкой специалиста и обеспечивающей получение степени магистра представляет собой самостоятельную логически завершенную работу, связанную с разработкой научно-производственных, научно-педагогических, научно-исследовательских задач прикладного характера и творческих проблем, определяемых спецификой направления подготовки и свидетельствующую об уровне профессиональной подготовки обучающегося.
К защите магистерской диссертации допускаются обучающиеся, при освоении содержания образовательных программ высшего образования II ступени полностью выполнившие учебный план специальности, индивидуальный план работы магистранта, сдавшие зачеты (дифференцированные зачеты), экзамены по учебным дисциплинам, а при освоении содержания образовательной программы высшего образования II ступени, формирующей знания, умения и навыки научно-педагогической и научно-исследовательской работы и обеспечивающей получение степени магистра, - кандидатские зачеты (дифференцированные зачеты), кандидатские экзамены по общеобразовательным дисциплинам, предусмотренные учебным планом.
72. Темы магистерских диссертаций обсуждаются на заседании кафедры. Тематика магистерских диссертаций должна быть актуальной, соответствовать современному состоянию и перспективам развития науки, техники и культуры. Темы магистерских диссертаций и научные руководители утверждаются приказом руководителя учреждения высшего образования в течение двух месяцев после зачисления обучающихся для освоения образовательных программ высшего образования II ступени. Допускается изменение темы магистерской диссертации, но не позднее чем за два месяца до ее защиты.
73. Руководство научно-исследовательской работой магистрантов осуществляется научными руководителями, назначенными из числа лиц профессорско-преподавательского состава и научных работников, имеющих ученую степень и (или) ученое звание. Численность магистрантов у одного научного руководителя не должна превышать семь человек.
74. Магистерская диссертация выполняется в соответствии с индивидуальным планом работы магистранта, утверждаемым не позднее двух календарных недель после начала учебных занятий в учебном году.
Порядок организации подготовки магистерских диссертаций и требования к их содержанию и оформлению определяются учреждением высшего образования в соответствии с образовательными программами, образовательными стандартами, государственными стандартами Республики Беларусь, регламентирующими разработку и оформление документации, и настоящими Правилами.
Магистерская диссертация должна включать расчетно-пояснительную записку и графическую часть (чертежи, графики, схемы, диаграммы, таблицы, рисунки и другой иллюстративный материал), наглядно представляющую выполненную работу и полученные результаты. Графическая часть по решению выпускающей кафедры может быть представлена на защите магистерской диссертации в виде электронной презентации с распечаткой бумажного раздаточного материала для членов ГЭК. Наличие электронной презентации не исключает необходимость включения графической части в расчетно-пояснительную записку на бумажном носителе.
Расчетно-пояснительная записка включает:
титульный лист с указанием темы диссертации;
оглавление;
перечень условных обозначений (при необходимости);
общую характеристику работы;
введение;
основную часть, разбитую на главы, в которой приводится анализ научной литературы, описание использованных методов, оборудования и материалов, а также сущность и основные результаты исследования;
заключение (выводы);
список использованной литературы;
графический материал (в случае электронной презентации);
комплект конструкторских, технологических, программных и иных документов;
приложения (при необходимости);
иные части.
75. Порядок и регламент защиты магистерской диссертации устанавливаются председателем ГЭК и включают доклад обучающегося, осваивающего содержание образовательной программы высшего образования II ступени (15 - 20 минут) с использованием (по решению выпускающей кафедры) информационных технологий, чтение отзыва (выступление) руководителя и рецензии на магистерскую диссертацию, вопросы членов комиссии и ответы обучающегося. При имеющихся замечаниях рецензента обучающийся должен ответить на них. Защита заканчивается предоставлением обучающемуся, осваивающему содержание образовательной программы высшего образования II ступени, заключительного слова, в котором он вправе высказать свое мнение по замечаниям и рекомендациям, сделанным в процессе защиты магистерской диссертации.
76. При итоговой аттестации в форме двух и более государственных экзаменов получение обучающимся на одном из них неудовлетворительной отметки не лишает его права сдавать остальные государственные экзамены.
Повторная сдача государственного экзамена с целью повышения отметки в текущем учебном году не допускается.
77. Повторная итоговая аттестация обучающихся, не сдавших государственный экзамен, не допущенных к защите дипломного проекта (дипломной работы), магистерской диссертации, не защитивших дипломный проект (дипломную работу), магистерскую диссертацию и отчисленных из учреждения высшего образования, проводится в соответствии с графиком работы ГЭК последующих учебных лет. При этом государственные экзамены сдаются по тем же учебным дисциплинам, которые были определены учебными планами, по которым проходило обучение обучающегося в год его отчисления.
Обучающимся, не сдававшим государственный экзамен (экзамены), не защищавшим дипломный проект (дипломную работу), магистерскую диссертацию по уважительной причине (болезнь, семейные обстоятельства, стихийные бедствия и иное), подтвержденной документально, руководителем учреждения высшего образования на основании заявления обучающегося и представления декана (начальника) факультета (директора института без права юридического лица) продлевается обучение на срок, устанавливаемый в соответствии с причиной непрохождения итоговой аттестации.
78. Для курсантов, слушателей при освоении содержания образовательных программ высшего образования по специальностям (направлениям специальностей, специализациям) для Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований Республики Беларусь, органов государственной безопасности, внутренних дел Республики Беларусь, Следственного комитета и органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь особенности прохождения итоговой аттестации в соответствии с пунктом 11 статьи 215 Кодекса Республики Беларусь об образовании могут устанавливаться соответствующими республиканскими органами государственного управления.

ГЛАВА 4
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ПОРЯДОК ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУШАТЕЛЕЙ ПРИ ОСВОЕНИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ, ИМЕЮЩИХ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

79. Аттестация слушателей при освоении содержания образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование (далее - слушателей), проводится в соответствии со статьями 252, 253 Кодекса Республики Беларусь об образовании.
80. Формами текущей аттестации слушателей являются:
зачет (дифференцированный зачет);
собеседование;
экзамен по учебной дисциплине;
контрольная работа;
курсовая работа;
реферат;
отчет о стажировке (в случаях включения стажировки в типовой учебный план по специальности переподготовки).
81. Результаты текущей аттестации слушателей оцениваются в баллах по десятибалльной шкале либо отметками "зачтено", "не зачтено".
Положительными являются отметки не ниже 4 (четырех) баллов и "зачтено".
82. Формами итоговой аттестации слушателей являются:
защита дипломного проекта (дипломной работы);
государственный экзамен (квалификационный экзамен).
83. Результаты итоговой аттестации слушателей оцениваются в баллах по десятибалльной шкале либо отметками "зачтено", "не зачтено". Положительными являются отметки не ниже 4 (четырех) баллов и "зачтено".