Рус Бел Eng De Cn Es
О рейтинговой системе
 
Утверждено
                                          Приказом ректора БГУ

 № 382-ОД от  18.08.2015 г.

(новая редакция от 18 августа 2015 г)

 
  
Положение
о рейтинговой системе
оценки знаний студентов по дисциплине
в Белорусском государственном университете

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящее Положение разработано на основании Кодекса Республики Беларусь об образовании, Правил проведения аттестации студентов, курсантов, слушателей при освоении содержания образовательных программ высшего образования, утвержденных Постановлением Министерства образования Республики Беларусь 29 мая 2012 г., № 53, Положения о самостоятельной работе студентов (курсантов, слушателей), утвержденном Приказом Министра образования Республики Беларусь от 26 мая 2013 г., № 405.
2 Настоящее Положение регламентирует организацию контроля знаний студентов, курсантов, слушателей (далее — обучающихся), определяет требования и условия, необходимые для организации текущего контроля и текущей аттестации.
3. Рейтинговая система оценки знаний студентов по дисциплине (далее — рейтинговая система)  представляет собой комплекс организационных, учебных и контрольных мероприятий, базирующийся на учебно-методическом обеспечении всех видов деятельности по данному предмету.
4. Рейтинговая система включает непрерывный мониторинг учебной деятельности обучающихся, дифференциацию оценки успеваемости по различным видам деятельности в рамках конкретной дисциплины, график контрольных мероприятий, итоговую оценку знаний по дисциплине. 
5. Основными целями введения рейтинговой системы являются:
стимулирование повседневной систематической работы обучающихся;
снижение роли случайных факторов при сдаче экзаменов и/или зачетов;
создание условий для реализации единого подхода преподавателей к  организации самостоятельной работы обучающихся;
равномерное распределение учебной нагрузки обучающихся и преподавателей в течение семестра.
6. Рейтинговая система вводится для дневной формы получения образования на всех факультетах и в институтах без права юридического лица БГУ, а также учреждениях образования комплекса БГУ.

 

ГЛАВА 2
ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЙТИНГОВОГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

7. В рамках рейтинговой системы успеваемость обучающихся по каждой дисциплине оценивается в ходе текущего контроля и текущей аттестации.
8. Текущий контроль знаний предназначен для регулярной и систематической проверки знаний студентов во время занятий и по итогам самостоятельной работы студентов. Он осуществляется в течение семестра один-два или более раз в семестр в зависимости от объема изучаемой дисциплины, в соответствии с учебной программой и нормами времени для расчета объема учебной работы. Текущий контроль может осуществляться в виде письменных работ, тестов, рефератов, эссе, в форме коллоквиумов, устных фронтальных опросов и др.
Текущая аттестация представляет собой зачет и/или экзамен в сессионный период по дисциплине в целом.
9. Итоговая (результирующая) оценка по дисциплине является интегральным показателем, формируемым на основе оценки знаний студента в ходе текущего контроля и текущей аттестации.
Вклад текущего контроля в итоговую оценку знаний по дисциплине может достигать 60%.
10. При оценивании знаний обучающихся в ходе текущего контроля знаний преимущественно применяется десятибалльная система оценивания. По решению преподавателя может применяться любая другая система оценок.
11.Вид, форма проведения и количество этапов текущего контроля знаний обучающихся устанавливается кафедрой, ответственной за преподавание данной учебной дисциплины, фиксируется в учебной программе и доводится до сведения обучающихся на первом занятии по данной дисциплине. В учебной программе по учебной дисциплине указываются:
в учебно-методической карте учебной дисциплины — формы текущего контроля знаний;
в информационно-методической части — порядок проведения  текущего контроля знаний, используемые инструменты и технологии, критерии оценивания отдельных форм текущего контроля знаний, формула расчета оценки текущего контроля, методика формирования итоговой оценки текущей аттестации, используемая система оценивания. 
12. По некоторым этапам текущего контроля возможно выставление интегральных оценок по видам деятельности студента (оценка работы на практических/семинарских занятиях формируется из устных опросов и тестов по отдельным темам). В этом случае в ведомости текущей успеваемости указывается только интегральная оценка по видам деятельности студента, без указания оценок всех этапов текущего контроля.
13. При разработке контрольных мероприятий и методов их оценки учитываются особенности дисциплины и учебно-педагогические принципы ее преподавания.
Среди форм текущего контроля отдельно выделяются  контрольные мероприятия, к которым относятся контрольные, расчетно-графические и расчетные работы, коллоквиумы и т.п. мероприятия, предусмотренные учебными планами, программами, формами организации УСР.
14. Перечень форм текущего контроля знаний, порядок их проведения, используемые инструменты и технологии, критерии оценивания отдельных форм текущего контроля знаний, формула расчета оценки текущего контроля, методика формирования итоговой оценки текущей аттестации, используемая система оценивания, правила округления определяются утвержденной учебной программой учреждения высшего образования по учебной дисциплине и одинаковы для всех студентов, проходящих аттестацию.
15. График контрольных мероприятий по дисциплинам учебного плана, согласованный с заведующими кафедрами, утверждается руководителем факультета (института) и размещается на стенде факультета в начале семестра.
16. Для обучающихся, пропустивших контрольное мероприятие по уважительной причине, подтвержденной документально, кафедра, отвечающая за преподавание данной дисциплины, устанавливает дополнительные сроки отчетности.
В исключительных случаях (длительная болезнь, командировка обучающегося) заведующий кафедрой, отвечающей за преподавание данной дисциплины,  может освободить обучающегося по его заявлению от сдачи текущих видов отчетности по дисциплине.
17. Для обучающихся, пропустивших контрольное мероприятие по неуважительной причине или получивших по нему неудовлетворительную оценку (ниже 4 баллов), вопрос о возможности выполнения данного вида работ решается преподавателем, отвечающим за преподавание данной дисциплины.
18. В случае получения неудовлетворительной (ниже 4 баллов) оценки по текущему контролю обучающийся не допускается к текущей аттестации. В экзаменационной ведомости делается отметка «не допущен кафедрой».
Решение о недопуске обучающегося к текущей аттестации фиксируется в протоколе кафедры.
В случае недопуска обучающегося к зачету (дифференцированному зачету) или экзамену по учебной дисциплине по решению кафедры, руководитель факультета (института) выставляет в зачетно-экзаменационной ведомости отметку «не зачтено» или отметку 1 (один) балл и подтверждает своей подписью. Обучающийся считается имеющим академическую задолженность по учебной дисциплине.
19. Допускается определение результатов текущей аттестации по дисциплине на основании результатов текущего контроля знаний без проведения дополнительного опроса на зачете или экзамене. Это решение находится в компетенции преподавателя / группы преподавателей, ответственного за реализацию дисциплины. При этом явка обучающегося на экзамен/зачет является обязательной.
20. Преподаватели должны  информировать студентов о результатах текущего контроля знаний не позднее 10 рабочих дней после проведения формы контроля знаний.  Для информирования могут быть использованы различные каналы коммуникации, в том числе электронные.
21. Преподаватель на последнем занятии или на консультации перед экзаменом объявляет студентам оценки текущего контроля.  Для объявления оценок могут быть использованы электронные каналы передачи информации, регулярно используемые в процессе обучения.

ГЛАВА 3
ПОРЯДОК РАСЧЕТА ИТОГОВОЙ ОЦЕНКИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

22. Итоговая оценка по дисциплине предусматривает использование весовых коэффициентов для текущего контроля знаний и текущей аттестации студентов по дисциплине.
23. Весовые коэффициенты, определяющие вклад текущего контроля и текущей аттестации в итоговую оценку, устанавливаются учебной программой,  утверждаются кафедрой, отвечающей за преподавание данной дисциплины. Весовые коэффициенты могут пересматриваться. В таком случае вносятся соответствующие изменения в учебную программу.   
24. По усмотрению кафедры могут устанавливаться поощрительные и штрафные баллы. Вклад поощрительных и штрафных баллов в оценку текущего контроля может достигать 25%. Поощрительные баллы могут начисляться за выполнение дополнительного (необязательного) домашнего задания, активность на занятиях и т.п. Штрафные баллы могут устанавливаться за систематическое отсутствие без уважительной причины на занятиях, систематическое невыполнение в срок запланированных в учебной программе мероприятий и т.п.
25. В отдельных случаях (при наличии уважительных причин) по заявлению студента заведующий кафедрой, отвечающей за преподавание данной дисциплины, имеет право в соответствии с п. 13 данного положения изменить критерии определения итоговой оценки по дисциплине.
26. Итоговая оценка по дисциплине рассчитывается на основе оценки текущей успеваемости и экзаменационной оценки с учетом их весовых коэффициентов и использования правил математического округления (приложение образец расчета).

ГЛАВА 4
ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

27. По результатам текущего контроля преподаватели заполняют ведомость текущей успеваемости по дисциплине (приложение 1) и выставляет оценку по текущему контролю.
Оценка по текущему контролю, вносимая в экзаменационную ведомость, представляет собой, как правило,  среднеарифметическую величину положительных оценок (не ниже 4 баллов) всех видов учебной деятельности студента по дисциплине. Оценка может рассчитываться и с помощью взвешенной суммы оценок за отдельные формы текущего контроля знаний. Сумма весов равна 1.
В случае применения не десятибалльной системы оценивания при выставлении оценок за элементы текущего контроля знаний, итоговая  оценка по текущему контролю должна быть масштабирована до десятибалльной оценки.
28. Заполнение ведомости текущей успеваемости по дисциплине производится не позднее, чем за день до начала экзаменационной сессии.
Ведомость текущей успеваемости по дисциплине хранится в делах кафедры, отвечающей за преподавание данной дисциплины.
29. Если в учебной программе дисциплины не предусмотрены практические (семинарские) и лабораторные занятия, то оценка текущего контроля может выставляться преподавателем непосредственно в экзаменационную ведомость (приложения 2).
30. Заполнение экзаменационной ведомости (внесение оценки текущей успеваемости и выставление экзаменационной оценки) и расчет итоговой оценки производит преподаватель, принимающий экзамен по дисциплине.
Если дисциплина заканчивается зачетом, то в зачетную ведомость записывается «зачтено» или «не зачтено», а в зачетную книжку — «зачтено».
31. Если  на экзамене студент получает неудовлетворительную оценку, итоговая оценка является также неудовлетворительной, независимо от оценки текущего контроля.
32. В зачетку выставляется итоговая оценка при условии успешной сдачи экзамена.
33. Методики расчета накопленной и результирующей оценок, число элементов оценки, веса элементов оценки, способы округления взвешенной суммы, регламент проведения контроля знаний в обязательном порядке определяются в программе учебной дисциплины. 
34. Результаты использования рейтинговой системы регулярно рассматриваются на заседаниях кафедр и учебно-методической комиссии факультета.

Версия для печати