Версия для слабовидящих
Рус Бел Eng De Cn Es
Лебединский Сергей ИвановичГончар Григорий ГригорьевичГригорьева Наталья КонстантиновнаЯцевич Екатерина АлександровнаМихед Николай ВасильевичРоманенко Мария АлексеевнаСеменчуков Василий ВасильевичСтепаненко Светлана ЛеонидовнаШикунова Светлана ВсеволодовнаЯранцева Татьяна ВасильевнаБоцех Зоя КонстантиновнаКупрадзе Светлана ДжемаловнаМихалёва Елена НиколаевнаАндреева Любовь СергеевнаБобровская Елена ОлеговнаЛебедевская Татьяна ВасильевнаПроконина Вера ВладимировнаСитник Ирина АнатольевнаТихонович Вероника СтаниславовнаЧупик Виктория ВасильевнаТерешко Ирина ЛеонидовнаБаранова Марика ФеликсовнаАстапенко Валентина АлексеевнаШевчук Валентина ВикторовнаАбрамова Евгения ИльиничнаОвчинникова Алла НиколаевнаВариченко Галина ВладимировнаАнкудо Елена МихайловнаШимко Виктория ОлеговнаПроконина Вера ВладимировнаШифрон-Борейко ИритХрамченко Татьяна АлександровнаКицун Лариса СтепановнаСтепаненко Алина Сергеевна
Лебединский Сергей Иванович

Лебединский Сергей Иванович

заведующий кафедрой

кандидат филологических наук, доцент

Дата и место рождения: 1959 г. город Донецк (Украина) в семье служащих.
Окончил СШ № 57 г. Донецка. 1976–1981 – студент Ленинградского государственного университета.

1981–1984 гг. – ассистент кафедры русского языка и психологии Тульского политехнического института

В БГУ работает с 1984 года.

1992 г. – защитил кандидатскую диссертацию.

1994 г. – присвоено ученое звание доцента.

2018 г. – присвоено почетное звание «Заслуженный работник БГУ».

Является ведущим специалистом в области психолингвистики, лингводидактики, методики преподавания русского языка как иностранного. Опубликовал 6 монографий, 10 учебников и учебных пособий по теории и практике перевода, теории и методике преподавания русского языка как иностранного, русскому языку для иностранных учащихся, психолингвистике, теории овладения языком, свыше 180 научных работ. Преподавал русский язык в Италии. Награжден Грамотами Министерства образования Республики Беларусь. Является председателем Белорусского общественного объединения преподавателей русского языка как иностранного, исполнительным директором Белорусского общественного объединения преподавателей русского языка и литературы, членом Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (г. Санкт-Петербург), членом Совета Базовой организации стран СНГ по русскому языку (г. Москва), главным редактором журнала «Вестник БООПРЯИ», членом редколлегии журнала «Русистика в Беларуси».

Научные достижения. Является одним из основателей белорусской научной школы преподавания русского языка как иностранного, автором белорусской классификации уровней владения русским языком как иностранным в системе вузовского обучения, разработчиком стратегической контекстуально-тезаурусной теории понимания устной научной речи, стратегической теории овладения русским языком как иностранным и автором нового направления в лингводидактике – стратегической методики обучения русскому языку как иностранному.

Монографии

  1. Лебединский, С.И. Восприятие устной научной речи: стратегии сегментации звучащей речи и идентификации терминов / С. И. Лебединский. – Минск: Изд.-во БГУ, 2008. – 543 с.
  2. Лебединский, С. И. Восприятие устной научной речи: стратегии понимания смысловой информации на уровне микро- и макротекстов / C. И. Лебединский. – Минск: БГУ, 2009. – 332 с.
  3. Лебединский, С. И. Стратегии понимания и интерпретации устной научной речи / С. И. Лебединский. — Минск: БГУ, 2011. – 408 с.
  4. Лебединский, С.И. Стратегии смыслового восприятия и интерпретации устной иноязычной научной речи / С. И. Лебединский. – Минск: Изд.-во БГУ, 2014. – 296 с.
  5. Лебединский, С.И. Судебно-психологическая, психолингвистическая и текстологическая экспертизы: цели, задачи и методика проведения / С.И. Лебединский. – Минск: Изд. центр БГУ, 2009. – 232 с.
  6. Лебединский, С.И. Стратегии понимания устной научной речи: экспериментальное исследование / С.И. Лебединский. – Минск : Белорус. гос. ун-т, 2017. – 328 с.
  7. Лебединский С.И. Стратегическая теория овладения русским языком как иностранным и стратегии обучения / С.И. Лебединский. – Минск: БГУ. – 494 с. (в печати).

Статьи в рецензируемых изданиях ВАК и зарубежных изданиях

  1. Лебединский, С.И. Стратегии понимания устной научной речи на уровне изолированных высказываний и микротекстов / С.И. Лебединский // Вестн. МГЛУ. Сер. 1, Филология. – 2012. – № 6. – С. 19–26.
  2. Лебединский, С.И. Стратегии понимания научных высказываний со значением обусловленности / С.И. Лебединский // Вестн. МГЛУ. Сер. 1, Филология. – 2013. – № 2. – С. 10–15.
  3. Лебединский, С.И. Стратегии понимания научных высказываний с незнакомыми или нечеткими терминами / С.И. Лебединский // Изв. Гомел. гос. ун-та. Сер. Гуманитарные науки. – 2013. – № 1. – С. 129–132.
  4. Лебединский, С.И. Стратегии смыслоформулирования и конструирова-ния ментальных репрезентаций / С. И. Лебединский // Вестн. МГЛУ. Сер. 1, Филология. – 2015. – № 5 – С. 22–29.
  5. Лебединский, С.И. Стратегии насыщения и детализации контекста как базовые стратегии понимания устной научной речи / С.И. Лебединский // Sci. Light. – Wroclaw, Poland, 2017. – Vol. 1, № 2. – P. 35–40.
  6. Лебединский, С.И. Стратегии опережающей активации контекста как базовые стратегии понимания устной научной речи / С.И. Лебединский // Magyar Tudományos J. – Budapest, Hungary, 2017. – № 3. – P. 16–21.
  7. Лебединский, С.И. Индивидуальные подходы к категоризации понятийной лексики при переработке научной информации / С. И. Лебединский // Sci. Discussion. – Praha, Czheh Republic, 2017. – Vol. 1, № 3. – P. 40–45.
  8. Лебединский, С.И. Контекстуально-тезаурусная модель понимания устной научной речи / С.И. Лебединский // Филол. науки. Вопр. теории и практики. – 2017. – № 2, ч. 2. – С. 142–146.
  9. Лебединский, С.И. Категоризация, рубрификация и систематизация воспринимаемой информации как базовые стратегии понимания устной научной речи / С.И. Лебединский // Русский язык и литература. – Минск, 2017. – № 3. – С. 58–64.
  10. Лебединский, С.И. Индивидуальные стратегии переработки научной информации при восприятии устной научной речи / С. И. Лебединский // Весцi БДПУ. Сер. 1. – 2017, № 1. – С. 126–132.
  11. Лебединский, С.И. Уплотнение и сепарация информационных потоков как базовая стратегия понимания устной научной речи / С.И. Лебединский // Изв. Гомел. гос. ун-та. Сер. Гуманитарные науки. – 2017. – № 1. – С. 109–113.
  12. Лебединский, С.И. Стратегии конструирования репрезентаций в процессе понимания устной научной речи / С. И. Лебединский // Часоп. Беларус. дзярж. ун-та. Фiлалогiя. – 2017. – № 1. – С. 91–97.
  13. Лебединский, С.И. Стратегии конструирования концептуальной структуры текста в процессе понимания устной научной речи / С.И. Лебединский // Вестн. МГЛУ. Сер. 1. Филология. – 2017. – № 1. – С. 83–91.
  14. Лебединский, С.И. Индивидуальные подходы к переработке научной информации при понимании устной научной речи / С.И. Лебединский // Norw. J. of Development of the Intern. Science. – Oslo, Norwey, 2017. – Vol. 2, № 3. – P. 100–108.
  15. Лебединский, С.И. Конструирование репрезентаций по аналогии в процессе понимания устной научной речи / С.И. Лебединский // Часоп. Беларус. дзярж. ун-та. Фiлалогiя. – 2017, № 2. – С. 102–109.
  16. Лебединский, С. И. Экспериментальное исследование индивидуальных стратегий переработки информации при понимании устной научной речи / С. И. Лебединский // Znanstvena misel. – Lubljana, Slovenia, 2018. – Vol. 2, №15. – С. 42–48.
  17. Лебединский, С.И. Стратегии понимания метадискурсивных высказываний / С. И. Лебединский // Вестн. МГЛУ. Сер. 2, Педагогика, психология, методика преподавания иностр. яз. – 2016. – № 2. – С. 48–56.
  18. Лебединский, С.И. Стратегии понимания научных высказываний со сравнительно-сопоставительной семантикой / С.И. Лебединский // Вестн. МГЛУ. Сер. 2. Педагогика, психология, методика преподавания иностранных языков. – 2017. – № 1 (31). – С. 55–63.

Статьи в других научных изданиях

  1. Лебединский, С.И. Основы метода экспериментального исследования речепонимания / С. И. Лебединский // Семантика в преподавании русского языка как иностранного / Харьков. ин-т механизации и электрификации сел. хоз-ва. – Харьков, 1988. – Вып. 2. – С. 41–44.
  2. Лебединский, С.И. Психолингвистические предпосылки эффективности восприятия иностранными учащимися текста по специальности / С. И. Лебединский, Г.Г. Гончар // Вести Ин-та соврем. знаний. – 2000. – № 3. – С. 23–30.
  3. Лебединский, С.И. Стратегии речепорождения и речевосприятия / С. И. Лебединский // Современное состояние методики преподавания русского языка как иностранного: достижения, проблемы и перспективы развития : сб. докл. науч.-метод. конф., Минск, 20 дек. 2001 г. / Белорус. гос. ун-т ; редкол.: С.И. Лебединский (отв. ред.) [и др.]. – Минск, 2001. – С. 24–35.
  4. Лебединский, С.И. Основные типы нарушений в системе речепорождения и речепроизводства на иностранном языке / С.И. Лебединский, Г.Г. Гончар // Вести Ин-та соврем. знаний. – 2002. – № 2. – С. 19–26.
  5. Лебединский, С.И. Типы нарушений в системе речепорождения и речепроизводства на иностранном языке / С.И. Лебединский, Г.Г. Гончар // Вестн. БООПРЯИ. – 2003. –№ 1. – С. 29–38.
  6. Лебединский, С.И. Проблемы диагностики речевого развития: методы экспериментального изучения восприятия речи / С.И. Лебединский // Вестн. БООПРЯИ. – 2004. – № 1. – С. 22–34.
  7. Лебединский, С.И. Уровни владения РКИ, речевая организация учащихся и стратегии обучения / С.И. Лебединский // Вестник БООПРЯИ, 2003, № 1. – С. 41–47.
  8. Лебединский, С.И. Уровни владения языком и стратегии обучения / С. И. Лебединский // Лингвистическая прагматика в содержании обучения языкам. – Мн., 2003. – С. 19–24.
  9. Лебединский, С.И. Общие и индивидуальные стратегии овладения иностранным языком / С.И. Лебединский // Актуальные проблемы обучения русскому языку иностранных студентов в вузах Республики Беларусь. сб. науч. ст. / редкол.: С.И. Лебединский (отв. ред.) [и др.]. – Мн.: БГУ, 2004. – С. 27–33.
  10. Лебединский, С.И. Общие и индивидуальные стратегии овладения иностранным языком / С.И. Лебединский // Вестник БООПРЯИ, № 1, 2005 (04). – C. 57–63.
  11. Лебединский, С.И. Уровни владения языком, диагностика интеллек-туально-речевого развития студентов-инофонов и психологические модели обучения / С.И. Лебединский // Состояние и перспективы обучения иностранных граждан в высших учебных заведениях Республики Беларусь. – Мн.: БГУ, 2006. – С. 33–43.
  12. Лебединский, С.И. Восприятие устной научной речи: стратегии опознавания терминов / С.И. Лебединский // Состояние и перспективы обучения иностранных граждан в высших учебных заведениях Республики Беларусь : материалы межвуз. науч.-метод. семинара, Минск, 11 мая 2006 г. / Белорус. гос. ун-т [и др.]; редкол.: С.И. Лебединский (пред.) [и др.].– Минск, 2006.– С. 43–58.
  13. Лебединский, С.И. Стратегии понимания научных высказываний с незнакомыми или нечеткими терминами / С.И. Лебединский // Вестн. БООПРЯИ. – 2007. – № 1. – С 41–50.
  14. Лебединский, С.И. Стратегии понимания устной научной речи на уровне изолированных высказываний / С.И. Лебединский // Актуальные проблемы организации учебного процесса и обучения иностранных граждан в высших учебных заведениях : сб. науч. ст. / Междунар. ассоц. преподавателей рус. яз. и лит. [и др.] ; редкол.: С.И. Лебединский (отв. ред.), Н.Л. Шибко. – Минск, 2008. – С. 36–49.
  15. Лебединский, С.И. Особенности и трудности понимания иноязычной научной речи на слух / С.И. Лебединский // Актуальные проблемы организации учебного процесса и обучения иностранных граждан в высших учебных заведениях: сб. науч. ст. / Междунар. ассоц. преподавателей рус. яз. и лит. [и др.] ; редкол.: С.И. Лебединский (отв. ред.) [и др.]. – Минск, 2010. – С. 53–64.
  16. Лебединский, С. И. Стратегии смыслоформулирования при понимании устной научной речи / С. И. Лебединский // Актуальные проблемы организации учебного процесса и обучения иностранных граждан в высших учебных заведениях: сб. науч. ст. / Междунар. ассоц. преподавателей рус. яз. и лит. [и др.] ; редкол.: С.И. Лебединский (отв. ред.), Н.В. Стрельченко, Н. Л. Шибко. – Минск, 2013. – С. 63–69.
  17. Лебединский, С.И. Уровни понимания смыслового содержания устных научных текстов / С.И. Лебединский // Вестн. БООПРЯИ. – 2014. – № 1. – С. 4–8.
  18. Лебединский, С.И. Стратегии понимания устной научной речи на уровне микро- и макротекстов / С.И. Лебединский // Лебединский, С.И. Стратегии смыслового восприятия и интерпретации устной иноязычной научной речи / С.И. Лебединский. – Минск : Белорус. гос. ун-т, 2014. – С. 207–264.
  19. Лебединский, С.И. Понимание и интерпретация смыслового содержания устного научного текста / С.И. Лебединский // Лебединский, С.И. Стратегии понимания устной научной речи на уровне микро- и макротекстов / С.И. Лебединский // Лебединский, С.И. Стратегии смыслового восприятия и интерпретации устной иноязычной научной речи / С. И. Лебединский. – Минск : Белорус. гос. ун-т, 2014. – С. 265–290.
  20. Лебединский, С. И. Стратегии понимания устной научной речи на уровне изолированных высказываний и микротекстов / С. И. Лебединский // Этнокультурный и социолингвистический аспекты теории и практики преподавания языков : сб. науч. ст. / Белорус. нац. техн. ун-т ; редкол.: И. В. Будько (отв. ред.) [и др.]. – Минск, 2015. – С. 20–30.
  21. Лебединский, С. И. Стратегии понимания устной научной речи / С. И. Лебединский // Вестн. БООПРЯИ. – 2015. – № 1. – С. 4–9.
  22. Лебединский, С. И. О стратегиях смыслоформулирования / С. И. Лебединский // Лингводидактика: новые технологии в обучении русскому языку как иностранному : сб. науч. ст. / Белорус. гос. ун-т. – Минск, 2016. – Вып. 1. – С. 106–113.
  23. Лебединский, С. И. Понятийная детализация и генерализация / С. И. Лебединский // Актуальные проблемы организации учебного процесса и обучения иностранных граждан в высших учебных заведениях : сб. науч. ст. / Междунар. ассоц. преподавателей рус. яз. и лит. [и др.] ; редкол.: С. И. Лебединский (отв. ред.) [и др.]. – Минск, 2016. – С. 16–24.
  24. Лебединский, С. И. Стратегии конструирования ментальных репрезентаций по аналогии / С. И. Лебединский // Лингводидактика: новые технологии в обучении русскому языку как иностранному : сб. науч. ст. / Белорус. гос. ун-т. – Минск, 2016. – Вып. 2. – С. 71–78.
  25. Лебединский, С. И. Стратегии понимания научной речи / С. И. Лебединский // Русский язык как иностранный: теория и практика преподавания : хрестоматия : учеб.-метод. пособие / Белорус. гос. ун-т ; сост.: А. И. Басова [и др.]. – Минск, 2016. – C. 272–281.
  26. Мельникова, Т.Н., Лебединский, С.И., Хоронеко, С.С. Теория и методика преподавания РКИ в Республике Беларусь: проблемы и достижения / Т.Н. Мельникова, С.И. Лебединский, С.С. Хоронеко // Актуальные вопросы международного образования и сотрудничества: сборник научно-методических трудов / Под ред. Д.Г. Арсеньева, И.И. Барановой, В.В. Краснощекова. – СПб.: Изд-во Политех. ун-та, 2017. – С. 115 –123.
  27. Лебединский, С.И. Стратегии категоризации понятийной лексики при переработке научной информации / С.И. Лебединский // Лингводидактика: новые технологии в обучении русскому языку как иностранному: сб. науч. ст. / редкол. : С. И. Лебединский (гл. ред.) [и др.]. – Минск : Изд. центр БГУ, 2017. – Вып. 3. – С. 82 – 90.
  28. Лебединский, С.И. Cтратегическая контекстуально-тезаурусная теория понимания устной научной речи / С.И. Лебединский // Лингводидактика: новые технологии в обучении русскому языку как иностранному: сб. науч. ст. / редкол. : С. И. Лебединский (гл. ред.) [и др.]. – Минск : Изд. центр БГУ, 2017. – Вып. 4. – С. 48 – 57.
  29. Лебединский, С.И. Экспериментальное исследование индивидуальных стратегий переработки информации при понимании устной научной речи / С.И. Лебединский // Вестник БООПРЯИ. Научно-методический журнал. – №1 (10), 2017. – С. 111–122.

Учебники и учебные пособия

  1. Лебединский, С.И.. Теория и практика перевода: Пособие / С.И. Лебединский, В.В. Ревицкий, А.М. Забелло. Мн.: БГУ, 2001. – 159 с.
  2. Лебединский С. И. Русский язык как иностранный: Учеб. пособие / С.И. Лебединский, Г.Г. Гончар. – Мн.: БГУ, 2002. – 398 с.
  3. Лебединский С. И. Русский язык как иностранный: Учебник / С.И. Лебединский, Г.Г. Гончар. – Мн.: БГУ, 2004. – 533 с.
  4. Лебединский С. И. Русский язык как иностранный: Учебник / С.И. Лебединский, Г. Г. Гончар. – 2-е изд., доп. и перераб. – Мн.: БГУ, 2007. – 470 с.
  5. Лебединский С. И. Теория обучения русскому языку как иностранному: психолого-лингвистические и лингвометодические аспекты: учеб. пособие для студентов спец. 1-21 05 02 05 «Русский языка как иностранный» / С. И. Лебединский. – Мн.: БГУ, 2005. – 391 с.
  6. Лебединский С. И. Русский язык как иностранный: Учебник для иностранных студентов / С. И. Лебединский, Г. Г. Гончар. – Мн.: Зорны Верасок, 2013. – 492 с.
  7. Лебединский С. И. Русский язык для иностранцев: полный курс. Russian for Foreigners: Complete Course. А1/А2. Базовый уровень владения языком. Учебник / C. И. Лебединский. – Мн.: Научный мир, 2014. – 500 с.
  8. Лебединский С. И. Русский язык для иностранцев: полный курс. Russian for Foreigners: Complete Course. В1. Пороговый уровень владения языком. Учебник / C. И. Лебединский. – Мн.: Научный мир, 2014. – 355 с.
  9. Лебединский С. И. Русский язык для иностранцев: полный курс. Russian for Foreigners: Complete Course. В2. Уровень бакалавра и специалиста. Учебник / C. И. Лебединский. – Мн.: Научный мир, 2014. – 544 с.).
  10. Лебединский, С. И. Восприятие и понимание иноязычной речи / С. И. Лебединский // Лебединский С.И. Методика преподавания русского языка как иностранного [Электронный ресурс] / С. И. Лебединский, Л. Ф. Гербик. – Минск, 2011. – Режим доступа: http://www.bsu.by/Cache/pdf/365803.pdf. – C. 133–225..
  11. Лебединский, С. И. Модель образовательного стандарта по русскому языку как иностранному: Учеб.-метод. пособие / С. И. Лебединский, Г. Г. Гончар. – Мн.: БГУ, 2003. – 120 с.
  12. Лебединский, С. И. Русский язык как иностранный: Типовая учеб. программа для иностр. студентов I–IV курсов нефилол. спец. высш. учеб. заведений / С.И. Лебединский, Г. Г. Гончар. – Мн.: БГУ, 2003. – 172 с.
  13. Лебединский, С. И. Русский язык как иностранный: Типовая учеб. программа для иностр. студентов филол. спец. высш. учеб. заведений / Лебединский С. И. и др. – Мн.: РИВШ БГУ, 2005. – 224 с.
  14. Лебединский, С. И. Русский язык как иностранный: Типовая учеб. программа для иностр. слушателей подг. фак. и отд-ний высш. учеб. заведений / Лебединский С. И. [и др.]; под ред. С. И. Лебединского. – Мн.: БГУ, 2006. – 416 с.
  15. Лебединский, С. И. Психолингвистические аспекты овладения иноязычной речью / С.И. Лебединский // Теория и практика преподавания русского языка как иностранного (с электронным приложением): учебн. пособие / А. И. Басова [и др.]; под ред. Н. Н. Скворцовой. – Минск: БГУ, 2017 – С. 157–247.


Материалы

  1. Коммуникативная лингвистика (обзорные лекции)
  2. Методика преподавания РКИ (курс лекций

)
© Белорусский государственный университет
Адрес: пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Республика Беларусь.
Тел. + 375 17 209 50 44. Факс. + 375 17 226 59 40. Url: .