Школа эвристического диалога в образовании. Очно-дистанционный оргдеятельностный курс «Методика обучения через открытие: как обучать всех по-разному, но одинаково» (БГУ, февраль-март 2018г.)


Проведение данного курса направлено на развитие эвристических качеств личности педагога, способного индивидуализировать процесс обучения школьников и студентов.Впервые в системе высшего образования была реализована межсетевая форма повышения квалификации преподавателей в области креативного образования. Участниками стали около 150 педагогов и преподавателей БГУ, ГрГУ имени Янки Купалы, РИВШ, Лицея БГУ и четырех колледжей. Общение, дискуссии и обсуждения проходили в режиме онлайн. Одновременное повышение квалификации преподавателей всех ступеней образования – общего среднего, средне-специального и высшего, проходило в межсетевом режиме впервые в системе образования. В рамках курса прошли три семинара.


Семинар №1

«Как разработать открытое (эвристическое) задание?»

Участники овладели методикой составления открытых заданий. Открытое (эвристическое) задание – важнейший компонент содержания эвристического обучения – «открыто» для любого обучающегося, т.е. не имеет однозначных «правильных» ответов. В открытости задания заложена возможность для ученика совершать собственные открытия. Получаемый учеником результат всегда уникален и отражает степень его индивидуального творческого самовыражения, а не предполагаемый «правильный» ответ.

• аннотация семинара   • программа семинара  • видео- и фотоматериалы  • рефлексии  • о семинаре


Семинар №2

«Как разработать и провести занятие эвристического типа»

Второй семинар позволил каждому участнику разработать план-конспект эвристического занятия по своему предмету. Эвристическое обучение – обучение через открытие. Согласно методологии эвристического обучения, учащийся на первом этапе познания изучает фундаментальный образовательный объект – область реальности. Результатом подобной деятельности является созданный учеником первичный (субъективный) образовательный продукт. Затем, на втором этапе эвристической деятельности, субъективный продукт сопоставляется с культурно-историческим аналогом. На третьем этапе эвристической деятельности ученика, в диалоге «своего» с «чужим»» образовательный продукт ученика выстраивается до обобщенного образовательного продукта, который включает в себя личностную и социокультурную составляющие. В сравнении своего с чужим ученик познает себя самого. Вселение ученика во внешний мир есть его путь к себе. В эвристическом обучении познание учеником объектов внешнего мира есть открытие самого себя.

• аннотация семинара   • программа семинара  • видео- и фотоматериалы  • рефлексии  • о семинаре


Семинар №3

«Как спроектировать и провести эвристическое интернет-занятие»

Семинар способствовал освоению участниками технологии разработки интернет-занятий, ориентированных на самореализацию ученика, дал ответ на вопрос, как осуществить синтез образовательных и информационных технологий. Человекосообразный смысл телекоммуникаций в учебном процессе – предоставить учащемуся возможность самореализации, которая невозможна без «зеркала» – получения «сигнала» от других о том, каков его образовательный продукт. Если смыслы и цели образования – «вырастить», а не «дать», то информатизация – средство для демонстрации и сравнения образовательных проектов учеников, сопоставления «своего» с «чужим». Средство для самореализации ученика. Тогда техника и человек имеют общий путь.

• аннотация семинара   • программа семинара  • видео- и фотоматериалы  • рефлексии  • о семинаре


По итогам оргдеятельностного курса участники получили методические рекомендации по разработке открытых заданий, очных и дистанционных занятий эвристического типа по предмету, опыт разработки методических комплексов и живое общение с педагогами, коллегами-единомышленниками. Свидетельства о повышении квалификации в области креативного образования были вручены 67 сотрудникам БГУ, Лицея и Юридического колледжа вуза. Сертификаты об участии в очно-дистанционном оргдеятельностном курсе получили также 17 преподавателей ГрГУ имени Янки Купалы. Планируется реализация в учебном процессе лучших инновационных разработок, которые представили участники курса, создание научно-методической базы, содержащей примеры открытых заданий, эвристических занятий, интернет-занятий. Также планируется формирование рабочей группы по организации нормативно-правовой базы. Результатами ее работы станут рекомендации и предложения для РИВШ и Министерства образования, касающиеся вопросов стандартов, программ, а также проведения дистанционного обучения в БГУ.

Автор и ведущий семинаров: Король А.Д., доктор педагогических наук, ректор Белорусского государственного университета.