Программа является продолжением серии образовательных мероприятий, реализуемых в рамках системы креативного образования БГУ, и направлена на развитие эвристических качеств личности педагога, который обучает каждого студента совершать собственные открытия, задавать вопросы, создавать свой образовательный продукт, отличный от продукта другого студента.
В этом году формат курсов предполагает использование ресурсов Межвузовского портала «Методология, содержание, практика креативного образования» и дистанционных форм обучения на базе LMS Moodle. Оргдеятельностная форма семинаров основана не на традиционном «слушании», а на «делании». Каждый преподаватель разработает эвристическое задание, план эвристического занятия и интернет-занятия с перспективой их дальнейшего внедрения в учебный процесс по своим дисциплинам. Результаты апробации участники отразят в научно-методических материалах, которые будут опубликованы на Межвузовском портале и образовательных практикумах по дисциплинарным направлениям.
Участниками программы повышения квалификации стали около 50 преподавателей БГУ. В рамках курса запланировано три семинара.
Участники овладели методикой составления открытых заданий – важнейшим компонентом содержания эвристического обучения. Эти задания не имеют однозначно правильных ответов и «открыты» каждому студенту, дают ему возможность сделать собственное открытие. Все полученные результаты уникальны, так как отражают степень индивидуальности и творческого самовыражения студента.
• аннотация семинара • программа семинара • видео- и фотоматериалы • рефлексии • о семинаре
На втором семинаре участники разработают план-конспект эвристического занятия по своему предмету. Эвристическое обучение – обучение через открытие. Согласно методологии эвристического обучения (научная школа человекосообразного образования А.В. Хуторского), обучающийся на первом этапе познания изучает фундаментальный образовательный объект – область реальности. Результатом подобной деятельности является созданный обучающимся первичный (субъективный) образовательный продукт. На втором этапе эвристической деятельности, субъективный продукт сопоставляется с культурно-историческим аналогом. На третьем этапе, в диалоге «своего» с «чужим», образовательный продукт обучающегося выстраивается до обобщенного образовательного продукта, который включает в себя личностную и социокультурную составляющие. В эвристическом обучении познание обучающимся объектов внешнего мира есть открытие самого себя.
• аннотация семинара • программа семинара • видео- и фотоматериалы • рефлексии • о семинаре
На третьем семинаре участники рассмотрели вопросы информатизации образования, степень ее влияния на решение негативных результатов от процесса информатизации общества. Был отмечен двойственный характер информатизации образования, основанного на информационном подходе. К недостаткам относятся отчуждённость полученной информации от самого обучающегося, низкая мотивация к обучению, неспособность применить знания на практике в условиях быстрой изменчивости мира, развитие плагиата и заимствований. Альтернативой использования информатизации в обучении является дистанционное эвристическое занятие. Оно индивидуализирует процесс обучения, направлено на самореализацию обучающегося, формирует площадку для демонстрации и сравнения своего образовательного продукта с чужим.
• аннотация семинара • программа семинара • видео- и фотоматериалы • рефлексии
Автор и ведущий семинаров: Король А.Д., доктор педагогических наук, ректор Белорусского государственного университета.